Выгодно ли иметь электромобиль в России
Несмотря на господдержку, машины на батареях остаются дорогой игрушкой
Из всего автопарка России на долю «зелёных» автомобилей приходится менее одного процента, подсчитало агентство «Автостат». Повысить спрос на электрокары отечественного производства Правительство намерено с помощью льгот и скидок для покупателей.
Максимальный кешбэк, о котором смогли договориться Минэк с Минпромторгом, составит 25 процентов от стоимости машины. «Парламентская газета» разбиралась в плюсах и минусах владения экологичным электротранспортом.
Скидка за локализацию
Сайт Министерства экономического развития сообщил, что до конца 2023 года россияне смогут с 25-процентной скидкой приобрести электромобиль, собранный на территории России из готовых импортных узлов и агрегатов. Например, при стоимости авто в 2,5 миллиона рублей получится прилично сэкономить — 625 тысяч. В 2024-2025 годах льготная цена будет распространяться на электромобили с более высокой локализацией производства — у нас должны проводить сварку и окраску кузова авто или устанавливать отечественные батареи.
Чтобы получить скидку в 2026-2030 годы, наличие в электромобиле российских элементов питания будет уже обязательным. Так в Правительстве рассчитывают повысить и спрос на экотранспорт, и стимулировать его производство.
Читайте также:
• Россияне получат скидки при покупке электромобилей • Старые автомобили становятся невъездными. Пока — в отдельные городские зоны • Федоров: план по развитию электросетей должен учитывать электромобили
Между тем координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов напомнил, что до конца 2021 года ещё действует нулевая таможенная пошлина на ввоз электромобилей в Россию. «После отмены этой льготы цены на электрокары вырастут в полтора раза, — предсказал эксперт «Парламентской газете». — Это означает, что рынок электромобилей в России с 1 января 2022 года на этом заканчивается».
Заградительные пошлины не позволят ввозить и без того дорогие импортные электромобили, а своё производство у нас не налажено, отметил он.
Впрочем, первые серийные российские машины, работающими от батареи, планируют запустить до конца года. Об этом ранее рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью РБК ТВ. По словам министра, к 2030 году 10 процентов всех производимых в России автомобилей будут электрическими.
Льготы для владельцев
В ноябре прошлого года распоряжением Правительства № 2871-р Минтрансу, Минпромторгу, МВД и Минприроды поручили разработать систему стимулирования использования экологически чистого транспорта. Законопроект должны внести в Госдуму в сентябре.
По мнению члена думского Комитета по транспорту Александра Васильева, в число стимулов могут войти неоднократно обсуждавшиеся на различных площадках инициативы по снижению стоимости проезда по платным дорогам, бесплатной парковке, отмене транспортного налога для электрокаров и разрешение им двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта.
Кроме того, депутат предложил пропускать электромобили вне очереди на паромы, иначе у них просто сядут батареи в процессе ожидания.
«Также следует предусмотреть зелёный коридор для электрокаров при прохождении границы», — добавил Васильев.
Следует отметить, что в нескольких регионах власти уже отменили налог на электротранспорт. К их числу относятся Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Липецкая, Амурская, Калининградская, Иркутская области и ряд других субъектов.
Зарядка — минус…
При покупке электромобиля его владелец должен заранее представлять, как и где он будет его заряжать. По словам Петра Шкуматова, специальных зарядных станций даже в Москве пока недостаточно. Как правило, это просто тумба с розеткой на 220 вольт, от которой электромобиль заряжается 6-8 часов. В большинстве городов России нет и этого.
«Если вы живёте в частном доме, есть гараж, в который можно протянуть трёхфазный кабель на 380 вольт для быстрой зарядки электромобиля, то такая покупка уместна, — считает эксперт. — Зарядка электроэнергией более дешёвая по сравнению с бензином или иным топливом, и это существенная статья экономии бюджета. Однако жителям «человейников» такие машины противопоказаны».
Тянуть кабель с девятого этажа не только хлопотно, но и не безопасно, пояснил Пётр Шкуматов. Соседи по многоквартирному дому вправе пожаловаться на подобные эксперименты с электричеством, а потом уже МЧС и полиция этот провод просто перережут.
Вместе с тем депутат Александр Васильев не видит особой проблемы, чтобы поставить зарядную станцию во дворе многоквартирного дома. «Надо написать письмо в местную электросетевую компанию. У них есть своя инвестиционная программа, по которой можно если не прямо в конкретном дворе, но в том районе установить пару зарядных станций», — рассказал он.
В планах Минэкономразвития к 2024 году построить по всей стране примерно 2,9 тысячи «быстрых» зарядных станций, а до 2030 года — 27 тысяч.
По словам депутата Васильева, пока зарядных станций хватает, но если количество электромобилей будет расти, то строить их нужно в разы больше, чем бензиновых. Ведь даже самая быстрая зарядка — это минимум час ожидания.
…Парковка — плюс
С 2013 года в столице разрешена бесплатная парковка для электрокаров. Что, конечно, большой бонус для их владельцев. Растёт и количество мест, где парковаться могут только экологически чистые машины. Ставить туда авто с двигателем внутреннего сгорания запрещено — штраф составит 2500 рублей. Кроме того, владельцам топливных машин грозят эвакуация и штрафстоянка.
Далеко не уедешь
Главным недостатком бюджетного электромобиля считается небольшой пробег на одной подзарядке. В среднем это 120—170 километров в зависимости от состояния батареи. Зимой же из-за быстрой разрядки аккумулятора радиус действия авто сокращается еще на 30-40 процентов.
Депутат Васильев советует учитывать этот критерий при выборе электромобиля. Он рассказал о группе энтузиастов, которые отправились на электрокаре из Питера до Владивостока. В пути они испытали на себе все недостатки недоразвитости инфраструктуры, и прежде всего отсутствие зарядных станций.
«Например, на участке от Читы до Сквородино, где около тысячи километров, «Тесла» предсказуемо встала, — пояснил он. — Пришлось цепляться на буксир к фуре. Пока их тащили на тросе, машина за счёт рекуперации зарядила свои батареи и продолжила путь. Поэтому попадать в глухие места на таком типе машин крайне нежелательно».
Из-за высокой цены и небольшого радиуса поездок электромобили ещё долго будут проигрывать своим бензиновым собратьям, убеждён Пётр Шкуматов: «Государственные меры по продвижению электромобилей далеки от эффективности. Для россиян электрокары так и останутся дорогой игрушкой, доступной только избранным», — пояснил эксперт.