Второе дыхание БАМа: грузопоток на Дальний Восток вырастет в разы
Валентина Матвиенко дала старт работе двух объектов, которые увеличат пропускную способность железных дорог на десятки миллионов тонн
К концу 2024 года, когда отмечается 50 лет с начала строительства легендарного БАМа, пропускная способность железных дорог, объединяющая европейскую часть России с ее восточносибирскими и дальневосточными промышленными центрами и портами, должна вырасти до 180 миллионов тонн груза в год. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава компании РЖД Олег Белозеров 11 июня дали старт работе двух ключевых железнодорожных объектов в Амурской области и Хабаровском крае — их ввод в эксплуатацию позволит увеличить ежегодный грузопоток по маршруту Россия—Азия и обратно сразу на несколько десятков миллионов тонн.
Сотни миллионов тонн грузов год
Железные дороги для России — это кровеносная система экономики. С констатации этого факта начала Валентина Матвиенко встречу в Главном центре управления РЖД. Она отметила, что, несмотря на санкции и острое противостояние с Западом, РЖД не только обеспечивает работу железных дорог без сбоев, но и активно ведет их модернизацию по самым высоким экостандартам.
Один из стратегических проектов, который сегодня вопреки всем трудностям реализует госкомпания, — модернизация железных дорог Восточного полигона, наращивание провозных возможностей в направлении тихоокеанских портов и пограничных пунктов Дальнего Востока. Согласно поставленным президентом задачам, до 2030 года пропускная способность Восточного полигона должна возрасти до 210 миллионов тонн в год, к 2032 году — до 270 миллионов. А к концу 2024 года этот показатель должен равняться 180 миллионам тонн грузов ежегодно.
Всего же до конца 2024 года в РЖД запланирован ввод 114 объектов на Восточном полигоне — в этой работе задействовано более 30 тысяч человек, около восьми тысяч единиц техники. Помимо трех новых тоннелей и моста через реку Амур, планируется построить более 2200 километров путей, развить около 120 станций. «Это очень амбиционные задачи. И нет никаких сомнений, что все они будут выполнены», — заявила Матвиенко.
Подвиги строителей
Накануне 12 июня — Дня России — Валентина Матвиенко вместе с руководством РЖД открыла два ключевых объекта. Первый — в Амурской области, это двухпутная вставка на перегоне Пурикан — Муртыгит, который, в свою очередь, является важным звеном участка Тында — Бамовская, связывающего две легендарные магистрали России — Транссиб и БАМ.
Комплексная модернизация участка Тында — Бамовская, которую планируется завершить до конца 2024 года, сможет увеличить его провозную способность с 42 до 55 миллионов тонн грузов в год. И без нового участка, который Валентина Матвиенко открыла вместе с Олегом Белозеровым 11 июня, достичь этих показателей было бы крайне сложно, если вообще возможно.
Строительство не обошлось без трудностей: двухпутная вставка пересекает несколько рек, для ее строительства возвели шесть железнодорожных мостов. А из-за сейсмической активности в этих местах пришлось принимать целый ряд нестандартных инженерных решений.
Второй объект, старт работе которого дали 11 июня в Главном центре управления РЖД, расположен на восточном БАМе — это Второй главный путь на перегоне Разъезд 323 км — Людю, который расположен на юго-востоке Хабаровского края и ведет к знаменитому Ванинскому порту. И опять строителям пришлось совершить подвиг. Железная дорога здесь проходит по берегу реки, огибая подножие горного хребта, и из-за бурного течения был большой риск, что склоны подмоет. Чтобы обеспечить безопасность, строители переработали около миллиона кубометров грунта для укрепления почв, реконструировали десять водопропускных труб. Но труды того стоили: ввод в эксплуатацию этого перегона и других участков дороги увеличивает провозную способность транспортной линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино более чем в два раза — с 40 до 82 миллионов тонн грузов в год.
Беспилотные поезда на МЦК
Валентина Матвиенко обратила внимание, что «российская железнодорожная сеть является одной из крупнейших и наиболее оснащенных в мире»: «Ее особым, стратегическим элементом выступает легендарный БАМ, который в этом году отмечает полувековой юбилей с начала строительства. И сегодняшнее поколение строителей, инженеров, железнодорожников можно смело назвать достойными наследниками бамовцев — тех, для кого строительство магистрали было делом жизни».
По словам спикера Совфеда, именно БАМ дает сегодня возможность России эффективно торговать со странами Азии и Тихоокеанского региона. Матвиенко заверила, что сенаторы отстаивают и будут отстаивать интересы строителей магистрали — так, при активном содействии Совета Федерации и лично Валентины Матвиенко была модернизирована городская больница в Тынде, также сенаторы контролируют расселение ветхого и аварийного жилья на БАМе, добиваются выделения ежегодного финансирования из федерального бюджета на эти цели.
Матвиенко высоко оценила усилия РЖД в том, чтобы придать БАМу и Транссибу «второе дыхание», и обратила внимание на принцип, которого придерживаются в компании: «После нас — лучше, чем до нас». Этим продиктована, например, забота об экологических стандартах строительства.
Но экология — лишь часть комплексной управленческой мозаики, которая сегодня сложилась в РЖД. Олег Белозеров наглядно показал Матвиенко и другим гостям центра управления, как работает «мозг» компании, — здесь при участии представителей нескольких десятков подразделений РЖД круглосуточно отслеживают, чтобы пассажирские поезда шли по расписанию, планы погрузки выполнялись. Путь каждого документа, каждого вагона в системе железных дорог можно проконтролировать. Основная задача Главного центра управления РЖД — отслеживать и выявлять отклонения в сквозных процессах и ежедневно информировать об этом тех, кто принимает управленческие решения.
Всего, сообщил Белозеров, эксперты центра в режиме онлайн отслеживают выполнение 1294 показателей, касающихся производства, финансов, кадров, безопасности, экологии, даже правового и медицинского сопровождения РЖД. Для этого используют около 400 программ, а всего в работе РЖД задействовано примерно 1200 программных продуктов.
Рассказал Белозеров и о том, как в компании работают с искусственным интеллектом. Так, на столичном МЦК уже пошли поезда, которыми управляет автомат, — машинист только следит, как работает система автоведения состава. Это, сообщил руководитель РЖД, один из этапов формирования беспилотного движения: «Искусственное зрение поезда и искусственный интеллект — все это уже у нас применяется. Следующий уровень — когда поезд сможет сам распознать препятствие, остановиться, а когда препятствие устранено, продолжить движение».
Читайте также:
• Законопроект о железнодорожном туризме планируют рассмотреть уже в весеннюю сессию
Ещё материалы: Валентина Матвиенко