Время досмотра грузовиков на границах России сократят в десятки раз
После внедрения новых технологий на пропускных пунктах ждать проверки водителям придется не больше десяти минут
Больше восьми миллиардов рублей планируется потратить в России на модернизацию систем пропускного контроля на границах. Если сегодня пункты пропуска позволяют пропускать по 4-5 машин в час, то после внедрения новых технологий это количество вырастет до 40, а среднее время ожидания на границах сократится до десяти минут. Что для этого потребуется и какие проблемы есть на этом пути, сенаторы и эксперты обсудили на заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации 22 апреля. «Парламентская газета» рассказывает главное.
Ускоренной экономике — ускоренную логистику
Как отметили участники обсуждения в Совете Федерации, модернизация пунктов пропуска — объективная необходимость. Так, по словам заместителя министра транспорта Валентина Иванова, за последние два года в стране сильно изменилась логистика — прежде всего вырос грузооборот на южном и восточном направлениях.
«У нас сейчас сформирован нацпроект по развитию транспортной инфраструктуры, — отметил Иванов. — И исходя из него мы видим, что к 2030 году грузопоток в направлении этих приоритетных транспортно-логистических коридоров должен удвоиться. Соответственно, помимо развития дорожной инфраструктуры как таковой, необходимо будет обеспечить увеличение пропускной способности тех пунктов пропуска, которые на этих направлениях расположены, причем как автомобильных, так и железнодорожных».
Иванов напомнил также, что соответствующее поручение Правительству совместно с ФСБ дал президент — согласно ему, время досмотра грузовых автомобилей на пунктах пропуска должно сократиться с нескольких часов до десяти минут.
О важности модернизации пропускных пунктов на границах с учетом стремительно меняющейся экономики заявил также заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.
«Можно сколько угодно вкладывать деньги в международные транспортные коридоры и транспортную инфраструктуру, но если пункты пропуска не справляются с грузопотоком, об увеличении скорости доставки и снижении транспортной составляющей в цене товаров говорить не приходится, — подчеркнул сенатор. — Министерство транспорта, Росавтодор и Росгрансстрой проводят серьезную работу по модернизации и оборудованию пунктов пропуска, что способствует росту объемов грузоперевозок. Наш комитет поддерживает эту работу».
Технологическое перевооружение
Как рассказал Валентин Иванов, основным подспорьем на пути модернизации пропускных пунктов должно стать их технологическое перевооружение.
«Мы видим здесь три главные составляющие, — отметил замминистра. — Это люди, технологии и инфраструктура. В части технологии осуществления контроля мы видим необходимость в изменении типовых технологических схем, в частности в переходе в цифровой формат взаимодействия между всеми контрольными органами, чтобы исключить бумажную волокиту. Кроме того, смотрим варианты выноса некоторых контрольных мероприятий за пределы пунктов пропуска».
В части инфраструктуры и оборудования, считает Иванов, одним из наиболее эффективных инструментов модернизации должны стать так называемые портальные ИДК — инспекционно-досмотровые комплексы. Если говорить упрощенно, это большие сканирующие рамки, под которыми машины могут перемещаться непрерывным потоком. Благодаря современным технологиям такие рамки могут «пробивать» до 350 миллиметров стали и выводить на экран инспектора фото и видео из кузовов в ультравысоком разрешении, а их пропускная способность составляет 40 автомобилей в час, в то время как у традиционных систем контроля — четыре-пять автомобилей в час. Сейчас в России семь пунктов пропуска оснащены 11 портальными ИДК. К 2027-го пунктов должно стать уже 21, а комплексов — 42. Однако такая глобальная модернизация потребует серьезных финансовых вливаний. Так, судя по сопроводительным документам, представленным на заседании совета, стоимость одного портального ИДК составляет 285 миллионов рублей. А дополнительный 31 комплекс, соответственно, потребует вложений в размере более восьми миллиардов.
Заместитель руководителя пограничной службы ФСБ Игорь Шмоткин, в свою очередь, подтвердил, что те портальные ИДК, которые работают на границах сейчас, уже принесли «обнадеживающие результаты».
«776 тысяч грузовиков проследовали через пункты пропуска, которые оборудованы этой технологией, — отметил Шмоткин. — Было зарегистрировано и пресечено 128 попыток незаконного перемещения грузов и товаров, включая несколько тонн прекурсоров для производства наркотиков. Перспективы таким образом есть. Но и есть над чем работать».
Помимо портальных ИДК, на границах планируется также установить видеокамеры и датчики для видеофиксации днища автомобилей, системы распознавания государственных номеров и интегрированные системы пропуска, которые будут собирать данные со всех контрольных комплексов и устройств и анализировать их.
Читайте также:
• Возбудителей ящура из Казахстана и чумы из Грузии убьют на границе
Ещё материалы: Юрий Федоров