Вредные вывески просят сделать безликими
Петербургский депутат устал от неоновых лучей
Яркие неоновые вывески на магазинах, в которых продают вейпы, сигареты и алкоголь, привлекают внимание и вызывают интерес. Реклама этой продукции запрещена. Но вывески — это не реклама. Единственный выход — загостировать их безликость. С таким предложением к главе Росстандарта Антону Шалаеву и министру промышленности и торговли Антону Алиханову обратился петербургский депутат Алексей Цивилев. В Госдуме идею поддерживают и считают, что петербургский коллега даже недоработал: обозначил не всю вредность от таких вывесок.
Не реклама
В обращении к федеральным чиновникам Алексей Цивилев напомнил, что в последние годы в России наблюдается взрывной рост продаж вейпов, а улицы городов заполонили многочисленные торговые точки с электронными сигаретами и аксессуарами к ним. И ключевую роль в привлечении внимания прохожих к таким магазинам и павильонам играют вывески — эффектные и запоминающиеся, неоновые, со световыми коробами, светодиодными лентами или объемными буквами.
«Они фактически не только информируют потребителя об обобщенной группе товаров, но и формируют и поддерживают к ней интерес, продвигают на рынке. По последним данным, легальный оборот жидкостей для вейпов вырос в России в 43,7 раза», — возмутился депутат.
Он привел данные статистики, по которой в топ-5 регионов по количеству точек продаж жидкостей для электронных систем доставки никотина во II квартале 2024 года вошли Московская область (9304) Москва (8174), Краснодарский край (6234), Свердловская область (5029) и Петербург (5016).
Цивилев считает, что вывески — маркетинговые ходы для привлечения внимания. Такие же приемы применяют владельцы магазинов, торгующих табачной продукцией и алкоголем. Вывески видны людям на улицах и в торговых центрах, в том числе — детям и подросткам. Их просто необходимо сделать безликими. Например, загостировать цветовую гамму серо-черно-белых оттенков.
Потому он спрашивает мнение Шалаева и Алиханова о целесообразности установить общероссийские требования и стандарты к вывескам и внешнему оформлению магазинов и торговых точек, осуществляющих продажу электронной никотиносодержащей продукции, безникотиновых жидкостей для вейпов, сигарет и алкоголя.
Напомним, что ранее уже были споры на тему вывесок и правомерности отнесения их к рекламе. В том числе дела на эту тему рассматривали в судах. В 2022 году УФАС дал подробные разъяснения, в которых сказано, что «указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности либо ассортимента реализуемых товаров и услуг может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются». Если, конечно, как говорится в документе, конструкции не содержат лозунги, слоганы, информацию о скидках, акциях, характеристиках товаров и других необязательных сведений. Просто слова «Табак», «Градусы», «Вейпы», исходя из этого, формально к рекламе не относятся.
13-й район
Депутат Госдумы Виталий Милонов считает, что продажа всей вредной продукции должна быть выведена в особую зону, где о вывесках никакой речи быть не может: «Я вообще считаю, что у нас существует противоречие. Слов «табак», «алкоголь», «вейп» на фасадах вообще быть не должно. Это то же самое, если бы мы рекламировали какие-нибудь интим-услуги или еще что похуже. Я убежден, что алкоголь и табачная продукция должны быть выведены из общей розничной торговли в отдельные отделы или павильоны. Не должны дети видеть фунфырики на кассах вместе с шоколадками и конфетами».
Его коллега Ярослав Нилов тоже считает вывески лишними. И не только относящиеся к вредной продукции, но вообще любые яркие и привлекательные. Потому что, по его мнению, они могут спровоцировать ДТП: «Любые вывески, подпадают они под те или иные требования, есть на них ГОСТ или нет, являются они скрытой рекламой или нет, должны быть безопасными для водителей, пассажиров и пешеходов. Любые уличные вывески, если они могут отвлечь водителей своим ярким светом и спровоцировать ДТП, — предмет, повышающий уровень аварийности. Поддерживаю любые разумные идеи, призванные обезопасить участников дорожного движения».
Опять вейпы
В Росстандарте пообещали определиться с позицией по этому вопросу позже, после изучения письма Алексея Цивилева. Напомним, что ранее другой парламентарий Северной столицы, Антон Соловьев уже обращался в ведомство по поводу вейпов и их красочной упаковки, привлекающей внимание молодежи: несмотря на запрет делать упаковки этой продукции похожими на фрукты и детские игрушки, производители все равно идут на ухищрения и делают их красочными — такими, чтобы не возникало ассоциаций с опасностью для здоровья.
Антон Шалаев, комментируя обращение Соловьева, напомнил, что ГОСТ Р 58109-2018 «Жидкости для электронных систем доставки никотина» появился еще в 2018 году, когда никакого другого регулирования не было, при этом наблюдался резкий рост потребления этой продукции. И рассказал, каким видит выход из сложившейся ситуации: «Можно прописать, например, чтобы на упаковке указывали, как на пачках сигарет, о последствиях потребления вейпов и систем нагревания табака».
Читайте также:
• За объявления об онлайн-продаже вейпов и табака хотят штрафовать
Ещё материалы: Виталий Милонов, Ярослав Нилов