Все о пенсиях в России

вчераРоссиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

вчераДепутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

два дня назадРоссиянам рассказали, когда лучше купить пенсионные баллы

Вредные вывески просят сделать безликими

Петербургский депутат устал от неоновых лучей

03.12.2024 00:00

Автор: Александра Медведева

Вредные вывески просят сделать безликими
  © Кирилл Каллиников / РИА Новости

Яркие неоновые вывески на магазинах, в которых продают вейпы, сигареты и алкоголь, привлекают внимание и вызывают интерес. Реклама этой продукции запрещена. Но вывески — это не реклама. Единственный выход — загостировать их безликость. С таким предложением к главе Росстандарта Антону Шалаеву и министру промышленности и торговли Антону Алиханову обратился петербургский депутат Алексей Цивилев. В Госдуме идею поддерживают и считают, что петербургский коллега даже недоработал: обозначил не всю вредность от таких вывесок.

Не реклама

В обращении к федеральным чиновникам Алексей Цивилев напомнил, что в последние годы в России наблюдается взрывной рост продаж вейпов, а улицы городов заполонили многочисленные торговые точки с электронными сигаретами и аксессуарами к ним. И ключевую роль в привлечении внимания прохожих к таким магазинам и павильонам играют вывески — эффектные и запоминающиеся, неоновые, со световыми коробами, светодиодными лентами или объемными буквами.

«Они фактически не только информируют потребителя об обобщенной группе товаров, но и формируют и поддерживают к ней интерес, продвигают на рынке. По последним данным, легальный оборот жидкостей для вейпов вырос в России в 43,7 раза», — возмутился депутат.

Он привел данные статистики, по которой в топ-5 регионов по количеству точек продаж жидкостей для электронных систем доставки никотина во II квартале 2024 года вошли Московская область (9304) Москва (8174), Краснодарский край (6234), Свердловская область (5029) и Петербург (5016).

Цивилев считает, что вывески — маркетинговые ходы для привлечения внимания. Такие же приемы применяют владельцы магазинов, торгующих табачной продукцией и алкоголем. Вывески видны людям на улицах и в торговых центрах, в том числе — детям и подросткам. Их просто необходимо сделать безликими. Например, загостировать цветовую гамму серо-черно-белых оттенков.

Потому он спрашивает мнение Шалаева и Алиханова о целесообразности установить общероссийские требования и стандарты к вывескам и внешнему оформлению магазинов и торговых точек, осуществляющих продажу электронной никотиносодержащей продукции, безникотиновых жидкостей для вейпов, сигарет и алкоголя.

Напомним, что ранее уже были споры на тему вывесок и правомерности отнесения их к рекламе. В том числе дела на эту тему рассматривали в судах. В 2022 году УФАС дал подробные разъяснения, в которых сказано, что «указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности либо ассортимента реализуемых товаров и услуг может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются». Если, конечно, как говорится в документе, конструкции не содержат лозунги, слоганы, информацию о скидках, акциях, характеристиках товаров и других необязательных сведений. Просто слова «Табак», «Градусы», «Вейпы», исходя из этого, формально к рекламе не относятся.

13-й район

Депутат Госдумы Виталий Милонов считает, что продажа всей вредной продукции должна быть выведена в особую зону, где о вывесках никакой речи быть не может: «Я вообще считаю, что у нас существует противоречие. Слов «табак», «алкоголь», «вейп» на фасадах вообще быть не должно. Это то же самое, если бы мы рекламировали какие-нибудь интим-услуги или еще что похуже. Я убежден, что алкоголь и табачная продукция должны быть выведены из общей розничной торговли в отдельные отделы или павильоны. Не должны дети видеть фунфырики на кассах вместе с шоколадками и конфетами».

Его коллега Ярослав Нилов тоже считает вывески лишними. И не только относящиеся к вредной продукции, но вообще любые яркие и привлекательные. Потому что, по его мнению, они могут спровоцировать ДТП: «Любые вывески, подпадают они под те или иные требования, есть на них ГОСТ или нет, являются они скрытой рекламой или нет, должны быть безопасными для водителей, пассажиров и пешеходов. Любые уличные вывески, если они могут отвлечь водителей своим ярким светом и спровоцировать ДТП, — предмет, повышающий уровень аварийности. Поддерживаю любые разумные идеи, призванные обезопасить участников дорожного движения».

Опять вейпы

В Росстандарте пообещали определиться с позицией по этому вопросу позже, после изучения письма Алексея Цивилева. Напомним, что ранее другой парламентарий Северной столицы, Антон Соловьев уже обращался в ведомство по поводу вейпов и их красочной упаковки, привлекающей внимание молодежи: несмотря на запрет делать упаковки этой продукции похожими на фрукты и детские игрушки, производители все равно идут на ухищрения и делают их красочными — такими, чтобы не возникало ассоциаций с опасностью для здоровья.

Антон Шалаев, комментируя обращение Соловьева, напомнил, что ГОСТ Р 58109-2018 «Жидкости для электронных систем доставки никотина» появился еще в 2018 году, когда никакого другого регулирования не было, при этом наблюдался резкий рост потребления этой продукции. И рассказал, каким видит выход из сложившейся ситуации: «Можно прописать, например, чтобы на упаковке указывали, как на пачках сигарет, о последствиях потребления вейпов и систем нагревания табака».

Читайте также:

• За объявления об онлайн-продаже вейпов и табака хотят штрафовать