Воздушный коридор для «серого» вывоза икры хотят прикрыть
Чукотские депутаты предлагают ограничить незаконную деятельность деликатесных челночников, как на Камчатке
Незаконный оборот красной икры остается больной и нерешенной проблемой на Дальнем Востоке. По данным властей Чукотки, через местные аэропорты за январь — сентябрь 2022 года — время промыслового сезона — вывезли 23,1 тонны икры лососевых рыб, а ветеринарные сопроводительные документы оформили лишь на 10,7 тонны. Вся остальная икра, скорее всего, браконьерская. По минимальным оценкам, ущерб от незаконного промысла в регионе составляет не менее 350 миллионов рублей. Ужесточить борьбу с браконьерами и спасти ценный биоресурс — стадо анадырской кеты — призван внесенный в Госдуму законопроект парламентариев Чукотского автономного округа. Документ предлагает разрешить ограничить десятью килограммами вес непромышленной красной икры, которую может перевозить один пассажир самолета.
Теневые каналы сбыта
Аналогичное ограничение уже действует на Камчатке с ноября прошлого года — местные депутаты приняли соответствующий закон. Эксперимент продлится до августа 2025 года и касается икры непромышленного производства, то есть без заводской упаковки с маркировкой Евразийского экономического союза.
Полуостров — и в географическом, и в административном смысле — является одним из немногих в России мест нерестилищ лососевых. Это природное богатство и Камчатки, и всей страны. И это привлекает браконьеров.
По данным камчатского губернатора Владимира Солодова, икра лососевых рыб, добываемая из браконьерского сырья, не проходит проверок и экспертиз, способных подтвердить качество и безопасность продукта. Отсюда риски для здоровья и жизни.
Причем до принятия прошлогоднего закона в среднем самолеты вывозили две тысячи тонн икры — это примерно тридцать железнодорожных вагонов. Это дало основание председателю Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиру Кашину констатировать: цифры свидетельствуют об использовании воздушного коридора для перевозки крупных объемов деликатесного продукта, в том числе и добытого незаконным путем. «Неконтролируемый оборот крупных партий красной икры ведет к устойчивому функционированию теневых каналов сбыта, — рассказал депутат «Парламентской газете». — Перекрытие основного пути транспортировки, которым является пассажирский авиатранспорт, позволит снизить масштабы незаконного вылова водных биологических ресурсов. А это подразумевает не только снижение риска подрыва популяций тихоокеанских лососей, но и снижение риска бесконтрольного распространения небезопасной рыбной продукции».
Красный, желтый, зеленый
— 7 выявленных преступлений по факту незаконного вылова (добычи) водных биологических ресурсов;
— изъято незаконно добытых водных биологических ресурсов и продуктов их переработки: икры лососевых пород — 607 кг, особей рыбы лососевых пород — 1559.
Источник: МВД России по Чукотскому автономному округу
Председатель профильного комитета Законодательного Собрания Камчатского края Оксана Герасимова рассказала «Парламентской газете», как в их регионе проходит эксперимент по ограничению перевозки икры, законодательно оформленный в июле 2022 года: «Багаж и ручную кладь пассажиров маркируют соответствующим цветом: зеленая — икра отсутствует, можно проходить на регистрацию, желтая — икра до 10 килограммов — это разрешенная норма и опять же можно беспрепятственно следовать далее. При красной наклейке или наличии более чем одного багажного места с желтой наклейкой необходимо подтверждение промышленного производства икры. Досмотр ведется оперативно, в среднем занимает 5-7 минут на одного человека».
Эффект налицо, подчеркнула депутат. Отмечено пятикратное снижение перевозки икры неустановленного происхождения в багаже авиапассажиров. «В былые времена неприятности на свою голову можно было схлопотать и за литровую банку икры, — напомнила Герасимова. — Сейчас законом установлена десятикилограммовая норма. Согласитесь, этого достаточно, чтобы угостить массу друзей и родственников, притом что никаких оправдательных документов для разрешенной нормы не требуется».
Полностью оценить, как повлиял эксперимент на сбережение лососевых запасов, можно будет позднее, считает она. И напомнила, что лосось нерестится в реках и озерах, затем мальки в положенный срок скатываются в океан и, нагуляв вес, возвращаются для продолжения рода в родные водоемы. Так что возврат горбуши от нереста 2022 года можно будет оценить в 2024 году, а данные по другим видам тихоокеанских лососей — кете, нерке, кижучу, чавыче — удастся получить в 2025-2027 годах.
Поэтому, уверена камчатский депутат, эксперимент необходимо продолжать, сохраняя запасы диких тихоокеанских лососей Камчатки.
По той же схеме
На положительный эффект эксперимента надеются и на Чукотке, законодатели которой считают необходимым присоединиться к камчатскому эксперименту. Член Комитета Совета Федерации по международным делам Анна Отке, представляющая в палате правительство Чукотки, заявила «Парламентской газете», что инициатива Думы Чукотского автономного округа позволит контролировать добычу и производство красной икры в самом дальнем регионе России.
«Ценные породы рыб — одно из природных богатств территории, — подчеркнула сенатор. — Город Анадырь — главные воздушные ворота округа с круглогодичной доступностью, через его аэропорт и вывозится практически вся легальная и браконьерская икра. При этом затруднено определение ее состояния и качества. В ограничении транспортного канала заинтересованы добросовестные участники рыболовного промысла — как рыбодобывающие предприятия, так и общины коренных народов, занимающиеся традиционным рыболовством».
Для объективной оценки состояния рыбных запасов Чукотки нужны полноценные исследования, считает она. «В целом ученые смотрят с оптимизмом на рыбные запасы на Дальнем Востоке, — сказала она. — Именно Дальний Восток обеспечивает основную часть российских уловов».
Чтобы убедиться в актуальности проблемы, достаточно посмотреть на разгрузку самолетов из Анадыря, совершивших посадку в Москве, рассказала «Парламентской газете» председатель Думы Чукотского автономного округа Валентина Рудченко: «Ежегодно у нас на основе научных данных разрешено добывать от 4 до 8 тысяч тонн лососевых видов рыб. На деле официальные цифры вылова за последние десять лет не превышали 65 процентов установленной нормы. Вместе с тем, по информации Тихоокеанского филиала ВНИРО, на протяжении последних лет наблюдается неудовлетворительное заполнение основных нерестилищ производителей тихоокеанского лосося. Отмечена и тенденция к сокращению запасов анадырской кеты на перспективу ближайших 3-5 лет».
Самовоспроизводимое богатство
Тихоокеанские лососевые по их подорванному, но все-таки до сих пор реальному экономическому потенциалу в чем-то эквивалентны… золоту. Один из уважаемых специалистов отрасли, бывший в советские времена заведующим ведущей лаборатории Камчатского филиала Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии (ныне «КамчатНИРО») Игорь Куренков ранее рассказывал, что аляскинский лосось принес США доходов больше, чем знаменитое золото Клондайка. Российские лососевые сокровища вполне сопоставимы по значению с нашими нефтью и газом. Притом это богатство способно самовоспроизводиться до бесконечности, если… сами люди тому не помешают.
Читайте также:
Ещё материалы: Владимир Кашин, Анна Отке