Властям регионов предложили повысить конкуренцию среди хлебопеков
Пока же монополисты могут повышать цены бесконечно, ведь люди все равно купят самый важный продукт
За 2023 год цены на разные виды хлеба, как подсчитали статистики, выросли на 6,5 процента. По оценке Российской гильдии пекарей и кондитеров, стоимость этих продуктов продолжит расти и в этом году, правда, не выше инфляционных ожиданий. Почему дорожают хлебобулочные и кондитерские изделия и что можно и нужно сделать, чтобы остановить это повышение, выясняла «Парламентская газета».
В пределах инфляции
Хлеб дорог практически каждому человеку. Причем не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Кривая цены на этот продукт, который по пословице «всему голова», с каждым годом ползет все выше. Так, в 2023 году средняя цена за килограмм пшеничного хлеба в магазине с января по декабрь выросла на 6,5 процента — с 85,23 до 90,76 рубля. Любители ржаной буханки в начале года платили в среднем за килограмм такого хлеба 70,4 рубля, а в конце — уже 74,91, то есть на 6,4 процента больше. Такими данными поделились с «Парламентской газетой» в Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК).
Там считают, что рост продолжится, но цены вырастут в пределах не выше инфляционных ожиданий, установленных Правительством. «К основным факторам, влияющим на цену хлебобулочных изделий в рознице, относятся арендные платежи, затраты на упаковку и транспорт, стоимость сырья и ингредиентов, оплата труда работников», — пояснил президент РОСПиК Юрий Кацнельсон. По его словам, эти составляющие себестоимости в последние годы растут, кроме того, есть наценка торговых сетей, которая может достигать 35 процентов, и все это влияет на конечную цену.
Нужно больше игроков
В рыночной экономике на цены влияет уровень конкуренции или ее отсутствие. «Монополисты могут повышать цены бесконечно, зная, что люди все равно купят у них хлеб. А при развитой конкуренции хлебопек ориентируется на спрос. Покупатель придет за продукцией туда, где ему удобнее, выгоднее и вкуснее», — подчеркнул Кацнельсон.
В России, к сожалению, в хлебопечении конкуренция невелика, посетовал эксперт: на 10 тысяч человек населения приходится 1,2 хлебопекарной компании, а за рубежом в странах с развитым хлебопечением — 3-4.
Для создания конкурентного рынка важно увеличивать число хлебопекарных производств. «Это поможет удовлетворить потребность людей в качественном и безопасном продукте в том объеме и ассортименте, который соответствует предпочтениям разных групп покупателей», — не сомневается президент РОСПиК.
По его мнению, особая ответственность за цены лежит на администрациях регионов, которые непосредственно влияют на формирование тарифов услуг, стоимость аренды земельных участков и помещений. «Снижая их для пекарей, можно прогнозировать доступные цены на хлеб для потребителей. Поэтому региональным администрациям нужно думать, как исправить эту ситуацию», — предложил Юрий Кацнельсон.
Производители тоже могут повлиять на стабилизацию цен, считает он. Они могут развивать собственную сеть реализации продукции, в том числе малоформатную и мобильную торговлю. Так хлеб станет доступнее для многих людей, живущих в удаленных поселках или деревнях.
Модернизация — наше все
Из-за санкций российские компании столкнулись с нарушениями поставок необходимого сырья и оборудования. Сейчас очень важно создать благоприятные условия для бизнеса, уверены в РОСПиК. В частности, это реализация проектов импортозамещения, обеспечение предприятий денежными средствами, модернизация производства.
«В наш век цифровых технологий пекарни часто работают на старом оборудовании и по старым технологиям, когда необходимо большое число работников», — подтвердил первый замглавы Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. По его мнению, ускорить процессы и увеличить производительность труда помогут новые технологии и роботизация, а тогда и себестоимость будет уменьшаться.
Но производители, среди которых много представителей малого бизнеса, и рады бы модернизировать свое производство, но это требует больших затрат, напомнил сенатор. «Правительству нужно задуматься о создании в России современного оборудования с отечественным программным обеспечением. Пекарни с удовольствием будут применять готовые решения по модернизации своего производства», — уверен Абрамов.
Для приобретения нового российского оборудования можно помочь лизинговыми платежами со льготной ставкой. Все это поможет сдержать рост цен на продукт первостепенной важности, считает парламентарий.
Читайте также:
Ещё материалы: Иван Абрамов