Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Владислав Даванков: С легальным производством гражданских беспилотников в России большие трудности

Депутат рассказал, что мешает производству и нормальной эксплуатации в стране дронов

09.02.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Владислав Даванков: С легальным производством гражданских беспилотников в России большие трудности
Владислав Даванков © Павел Бедняков/РИА Новости

Производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России тормозят запретительные условия сертификации техники и дефицит необходимых компонентов. Импортозависимость помогут преодолеть льготы для производителей и снижение законодательных барьеров. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал вице-спикер Госдумы Владислав Даванков, который будет представлять палату в Правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем.

- Владислав Андреевич, какие основные задачи стоят перед комиссией с точки зрения законодательной работы? Какие законы приняты и действуют, а какие нужны дополнительно?

- На уровне Воздушного кодекса беспилотная авиация регулируется только в части сертификации аппаратов и подготовки операторов. Многие вопросы не урегулированы, а некоторые из тех, которые прописаны в нормативных актах, противоречат требованиям безопасности. Например, по федеральным авиационным правилам ответственность за возможное столкновение беспилотника и воздушного судна несет пилот последнего. Если оператор БПЛА подвел аппарат так близко к вертолету, что беспилотник затянуло в воздушный винт и произошла авария, отвечать будет только пилот вертолета. Даже в случае, если БПЛА будет подходить к воздушному судну сзади, вне зоны видимости пилота, и совершит столкновение, виноват все равно будет пилот воздушного судна, что, очевидно, неправильно.

Вопросы коммерческой эксплуатации беспилотников отдельно не регулируются, из-за чего беспилотная авиация сталкивается с теми же административными барьерами, что и пилотируемая малая коммерческая авиация. По этой причине наша рабочая группа и будет готовить законопроект по специальному регулированию коммерческой деятельности малой авиации, включая беспилотную.

При должном законодательном регулировании беспилотники можно активнее использовать в целях обороны. Для этого малый и средний бизнес нужно подключать к выполнению гособоронзаказа. Предприниматели быстрее внедряют новые технологии, хорошо ориентируются в рыночных трендах. Это очень хорошее подспорье. Конкуренция на этом рынке позволит сэкономить бюджетные средства и ускорит развитие отрасли. Здесь не нужны лишние барьеры.

- Каковы перспективы применения беспилотников?

- В последнее время мы чаще слышим о беспилотниках в контексте боевых действий. На самом деле перспективы применения дронов в гражданской сфере практически безграничные. По сути, в большой авиации воздушные суда уже давно способны выполнять полеты в беспилотном режиме. Наличие пилота на борту — это подстраховка, а не техническая необходимость. И уровень аварийности практически нулевой. Аналогичное будущее и у малой авиации за счет ее трансформации сначала в опционально пилотируемую, а затем и в беспилотную.

Небольшие дроны могут не только доставлять пиццу. Они помогают спасать пропавших людей и тушить пожары, составлять карты и модели местности, искать полезные ископаемые, фиксировать нарушения на дорогах, следить за погодой и состоянием экологии. Уже сегодня они незаменимы в энергетике. Список можно продолжать. Даже беспилотные аэротакси уже не фантастика, а просто вопрос времени.

Читайте также:

• В Санкт-Петербурге предложили запустить доставку дронами

- Что мешает развитию производства беспилотников в России?

- Сейчас с легальным производством гражданских беспилотников в России большие трудности. Основная причина — невозможность получить сертификат летательного аппарата, в частности сертификата летной годности на БПЛА. Хотя наш потенциал в этой сфере огромен. Но пока российские разработчики и производители сталкиваются с несколькими существенными барьерами.

Массовый рынок сбыта беспилотников присутствует только в сегменте частного некоммерческого применения. Коммерческая эксплуатация фактически невозможна из-за запретительной сертификации эксплуатантов. А поставка беспилотников для военных нужд ограничена условиями гособоронзаказа.

Разработку и производство беспилотников тормозят запретительные условия сертификации техники и юрлиц, а также дефицит необходимых компонентов. Импорт компонентов и оборудования находится под строгими санкциями и непредсказуем по срокам и стоимости поставок, что не позволяет осуществлять защиту смет и бизнес-планов. Локализация производства компонентов ограничена простыми элементами. Для локализации производства сложных элементов требуется выполнение дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что не привлекает бизнес. А условия поддержки со стороны государственных институтов развития носят запретительный характер. Наиболее острая проблема — с локализацией производства авиационных поршневых двигателей и электродвигателей, электронных систем управления, оптических систем, аккумуляторов. Чтобы уйти от импортозависимости, необходимо дать российским производителям максимальные льготы вплоть до полной отмены налогов. Это будет протекционизм здорового человека.

- Какую задачу в сфере беспилотной авиации вы считаете наиболее важной?

- Самое главное — обеспечить полную безопасность. Все воздушные суда должны иметь возможность «видеть» друг друга по мере опасного сближения и предотвращать столкновения как в автоматическом режиме со стороны беспилотника, так и действиями информированного пилота. Полагаю, что это возможно за счет применения автоматических ответчиков, аналогичных системе TCAS из большой авиации.

Кроме того, довольно нестабильная у нас все еще ситуация с системой электронного распознавания и обозначения местоположения летальных аппаратов в целях поиска и спасения. Используются в основном старинные радиомаяки весом около 15 килограммов, которые точно не могут заменить современные высокотехнологичные приборы. Но проблема в том, что они в России пока не сертифицированы и потому недоступны для применения. В этом большой пробел с точки зрения законодательства. Мы с Комитетом Госдумы по транспорту будем проводить подробные консультации с представителями отрасли и экспертами из бизнеса, чтоб эту ситуацию исправить.

Еще раз повторю, чтобы отрасль получила развитие, нужно немедленно устранить административные барьеры в сфере производства и эксплуатации БПЛА. Упростить сертификацию субъектов и объектов рынка и установить при этом должный уровень ответственности сторон, чтобы обеспечить максимальную безопасность полетов. Решением этой задачи уже занимается наша межфракционная рабочая группа по развитию малой авиации.

Нам необходимо привлекать инвестиции в научные разработки и серийное производство необходимых компонентов беспилотных воздушных судов. Поэтому задача уровня Правительства — обеспечить адекватные условия и механизмы предоставления государственной поддержки не тем, у кого есть деньги на софинансирование, а тем, кто способен разработать необходимую технику или уже разработал и может представить опытные образцы.

Эти задачи верхнеуровневые. Но одновременно нужно возрождать и интерес наших детей к авиации, в том числе путем восстановления детских кружков технического творчества в качестве первой ступеньки подготовки высококлассных инженеров.