Владимир Гутенев: Серый импорт поможет бизнесу соблюдать права потребителей
Такой механизм позволил бы бесперебойно ремонтировать машины и закупать более качественные лекарства
В Федеральной антимонопольной службе предложили легализовать параллельный, или, как его еще называют, серый импорт. По словам руководителя ФАС Максима Шаскольского, за счет этого выросло бы количество компаний, ввозящих товары в Россию, и насытился рынок необходимой потребителям продукцией. В условиях, по сути, экономической блокады можно было бы закупать в третьих странах, например, комплектующие для автомобилей и электронные компоненты, произведенные официальными производителями, сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
- Владимир Владимирович, надо ли легализовать параллельный импорт?
- Я давно выступал за то, чтобы мы перешли с национального механизма соблюдения интеллектуальных прав на международный. Тогда мы могли бы покупать товары не только у официального представителя производителя, но и в любом месте, на территории любых стран. Это как раз называется параллельным импортом. В январе у нас была дискуссия на эту тему на Гайдаровском форуме с Денисом Мантуровым (министром промышленности и торговли. — Прим. ред.). И главный аргумент был — национальная система соблюдения интеллектуальных прав не приносит ожидаемых инвестиций. Наоборот, мы сталкиваемся с дискриминацией не только в цене, но и нередко в качестве товаров. То есть часто у продуктов, изготовленных ведущими мировыми брендами для рынков России, Казахстана, Белоруссии, Украины, несколько другие потребительские качества. Есть подозрение, что и лекарственные средства, поставляемые таким целевым образом, не всегда полностью идентичны тем, которые продаются в Лондоне, Токио, Базеле. А с точки зрения ценовой дискриминации мы вынуждены учитывать диктат производителя, когда он может произвольно устанавливать цены для тех или иных рынков.
Поэтому я считаю, что позиция руководителя ФАС абсолютно правильная. Параллельный импорт и альтернативные поставки, которые могут приходить из любых третьих стран, — это один из наиболее эффективных способов решать существующие проблемы в условиях санкций, а точнее, незаконной экономической блокады.
- Какие товары можно было бы сейчас закупать таким образом?
- Думаю, госорганам надо сформировать список не того, что можно закупать, используя механизм параллельного импорта, а того, в каких сегментах мы не можем и не хотим этого делать, а хотим сохранить существующие правила. Это должно определяться и с точки зрения отношений с теми или иными крупными производителями и поставщиками, и их отношения к санкционной гонке, и с точки зрения технологической безопасности. Причем я не уверен, что таких исключений должно быть много или они вообще должны быть. Но это предметная работа Правительства и профильного министерства.
- Приведите примеры, когда стоило бы закупать товары не у сертифицированных дилеров, а по другим каналам?
- Когда, допустим, поставщик не выполняет гарантийных обязательств по ремонту автомобилей. Тогда мы могли бы приобрести в третьей стране запчасти, изготовленные официальным производителем. Почему бы не дать такую возможность сервисными центрам, которые оказались просто брошенными? Люди вложили деньги, построили сервисы, соблюдали корпоративную культуру, кто-то даже кредитовался под эти цели. Раньше, если ломалась машина, сервис должен был провести ремонт и, если это произошло в гарантийный срок, выставить счет продавцу автомобиля. Но теперь мы не понимаем, как это будет реализовываться. Сервисы лишены возможности в принципе произвести ремонт, обеспечить права потребителей, не говоря уже о том, кто должен оплатить запчасти. Я считаю, что защита прав потребителей — это одна из основных задач, которую сейчас должно выполнять государство. Но для этого те, кто должен обеспечивать исполнение их прав, тоже должны иметь инструменты. Мы не можем все сбросить на бизнес, иначе мы его уничтожим.
То же самое с производством сложной гражданской техники. Мы приобретали какие-то электронные компоненты, системы управления, допустим, дизельными двигателями для моторных лодок. И если какие-то отдельные компоненты нам не поставляют, нарушая договоры, то комплектующие можно бы приобрести в иных странах, чтобы продолжать выпуск серийной продукции. Иначе из-за того, что тебе не поставили какой-то небольшой компонент, придется прекратить производство, люди останутся безработными, причем не только те, кто работал у тебя, но и на других предприятиях, которые поставляли тебе все остальные комплектующие. Поэтому в этих условиях абсолютно правомерный и единственно возможный выход — обеспечить приобретение компонентов не у сертифицированного поставщика компании-производителя, а на любых рынках.
- На какое время можно было бы предусмотреть такой механизм?
- Думаю, на несколько ближайших лет, если европейцы не одумаются. Конечно, Европа достаточно богата и готова платить достаточно большие деньги за продукты, но ей может стать холодно, а кроме того, очень весело, когда голодные мигранты с Севера Африки начнут к ним проситься в гости. И вот это, я думаю, может кардинально изменить ее политику.
- Вы сказали, что обязанность закупать лекарства только у сертифицированных поставщиков может приводить к дискриминации по цене и качеству. Что делать с этим?
- По некоторым позициям мы вполне можем подумать о приостановке соблюдения интеллектуальных, патентных прав, потому что когда у нас просто конфискуют золотовалютные резервы, считаю, что было бы нерационально придерживаться правил, если им никто не следует.
Ещё материалы: Владимир Гутенёв