«ВИМ-Авиа» поставила туристический рынок на грань коллапса
В Госдуме в ответ предложили ввести финансовый мониторинг авиакомпаний, чтобы впредь не допустить возможных кризисов
Фото: wikimedia.org
Очередное в 2017 году обострение ситуации вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа» поставило туристический рынок России на грань коллапса. В понедельник, 25 сентября, перевозчик полностью прекратил выполнять чартерные рейсы. В результате, по разным оценкам, за границей «застряли» от 43 до 100 тысяч россиян, а масштаб проблемы потребовал вмешательства Минтранса и Росавиации.
Дважды в одну воронку
Массовые и длительные задержки вылета рейсов «ВИМ-Авиа» начались ещё летом. Тогда в авиакомпании объяснили «временные трудности с расписанием» сезонными факторами, а также поздним возвращением самолётов из технического обслуживания. После вмешательства Росавиации ситуацию удалось сгладить, однако финансовые трудности перевозчика вновь дали знать о себе в конце сентября.
За последние двое суток компания из-за долгов перед заправочными организациями задержала более 10 рейсов из московского аэропорта «Домодедово». Навалившиеся экономические проблемы вынудили «ВИМ-Авиа» с 25 сентября прекратить выполнять все чартерные рейсы, в том числе по 16 международным маршрутам. В итоге, по разным оценкам, за границей «застряли» от 43 до 100 тысяч россиян.
В Ассоциации туроператоров России уже предупредили, что ситуация с «ВИМ-Авиа» может привести к кризису на туристическом и авиационном рынках. Глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов подтвердил, что тяжёлая финансовая ситуация в компании, которую перевозчик официально признал 26 сентября, отразится на положении всех крупных туроператоров: «Интурист», TUI, Mouzenidis Travel и Coral Travel. При этом чиновник заверил, что коллапса в связи с прекращением авиакомпанией чартерной программы не будет.
Как говорится в сообщении, опубликованном на сайте «ВИМ-Авиа», компания «рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнёров из туристической отрасли» и планирует введение антикризисного управления. В Росавиации также отметили, что, поскольку перевозчик не может осуществлять полёты без дополнительного финансирования, в компании будет введено внешнее управление. Минтранс, в свою очередь, уже начал работу над вопросами предоставления «ВИМ-Авиа» господдержки.
Безопасность полётов у нас одна из лучших на мировом уровне. А вот всё, что касается мониторинга финансового, экономического состояния авиакомпаний, у нас слабое звено.
Пока что рейсы перевозчика были переведены из московского аэропорта Домодедово, перед которым у компании имеется многомиллионная задолженность, во Внуково. Российские власти пообещали обеспечить возврат на родину всех клиентов «ВИМ-Авиа», для оставшихся за границей российских туристов организована горячая линия. Кроме того, Росавиация и следственные органы начали проверку авиакомпании, а некоторые перевозчики выразили готовность взять на себя часть внутрироссийских маршрутов должника.Дальнейшая судьба «ВИМ-Авиа» остаётся туманной. В Минтрансе заявили, что Росавиация сможет ограничить глубину продаж билетов на рейсы перевозчика и перераспределит ответственность за перевозку пассажиров на конкретных направлениях, если та «не сможет выполнять рейсы». Эксперты, в свою очередь, проводят параллели между «ВИМ-Авиа» и некогда крупнейшей частной компанией «Трансаэро». Последняя более двух лет назад оказалась в похожей ситуации, когда долги и лизинговые обязательства не позволили перевозчику продолжать операционную деятельность. В итоге «Трансаэро» была объявлена банкротом.
Не безопасностью единой
Впрочем, как сообщил «Парламентской газете» заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, пока что речи о банкротстве «ВИМ-Авиа» не идёт. Дальнейшие шаги станут известны через неделю, когда Росавиация закончит внеплановую проверку авиакомпании.
«Сейчас этому перевозчику надо определить, какие есть у него финансовые возможности, чтобы продолжить свою операционную деятельность. В постоянном рабочем режиме, круглосуточном решаются эти вопросы», — отметил Окулов, добавив, что МЧС для помощи в возвращении туристов привлекать не будут.
По оценкам чиновника, задолженность «ВИМ-Авиа» перед кредиторами только в аэропорту Домодедово превысила полмиллиарда рублей. При этом, подчеркнул Окулов, перевозчик пока не обращался в Минтранс с просьбой о предоставлении госгарантий. В ведомстве на данный момент стараются понять размер бедствия.
«Нам сегодня надо предусматривать разные сценарии развития и в первую очередь думать о том, как организовать в стране перевозку авиапассажиров по безальтернативным маршрутам, например, в Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск. Сейчас Минтранс ведёт переговоры с авиакомпаниями, чтоб подставили плечо», — сказал замминистра.
Вместе с тем первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Виталий Ефимов считает, что неофициально «ВИМ-Авиа» при долгах на сумму свыше 500 миллиардов рублей уже можно считать банкротом. Хотя депутат не исключил, что руководство компании в конечном итоге найдёт необходимые средства или Правительство РФ пойдёт навстречу перевозчику.
Вместе с тем парламентарий подчеркнул, что на данном этапе важна не столько дальнейшая судьба «ВИМ-Авиа», сколько поиск ответа на вопрос, как не допустить аналогичных ситуаций впредь.
«Безопасность полётов у нас одна из лучших на мировом уровне. А вот всё, что касается мониторинга финансового, экономического состояния авиакомпаний, у нас слабое звено. Заниматься этим может Минэкономразвития, например, но следить за рынком нужно», — заявил Ефимов «Парламентской газете».
Кроме того, депутат предложил сконцентрироваться на борьбе с овербукингом при продаже авиабилетов. Прекращение подобной практики, по его мнению, финансово оздоровит рынок.
То, что необходимо принимать определённые меры, чтобы не страдали наши пассажиры, это правда. Всё, что касается жизни, здоровья и благосостояния граждан, должно быть под контролем государства.
«Решать эту проблему не обязательно законом, достаточно приказа профильного министра», — добавил парламентарий.«То, что необходимо принимать определённые меры, чтобы не страдали наши пассажиры, это правда. Всё, что касается жизни, здоровья и благосостояния граждан, должно быть под контролем государства. Поэтому, вне сомнения, необходимо вводить некий мониторинг», — согласился с коллегой член Комитета нижней палаты по транспорту и строительству Владимир Афонский.
Депутат в комментарии «Парламентской газете» также предположил, что в дальнейшем могут быть предприняты меры по дополнительному страхованию пассажиров от финансовых проблем авиакомпаний. При этом, подчеркнул он, все решения «не должны ни коим образом повлиять на качество обслуживания и на стоимость авиаперевозок».
В заключение Афонский добавил, что ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» детально будет обсуждаться как в думском Комитете по транспорту, так и на пленарном заседании Госдумы. По его словам, депутаты обсудят, как законодательно не допустить подобных проблем в дальнейшем.
Справка
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в 2002 году директором фирмы «Аэрофрахт» Виктором Меркуловым. В ноябре 27 ноября перевозчик получил свидетельство эксплуатанта на право осуществления грузовых и пассажирских авиаперевозок. Первое время компания преимущественно совершала рейсы во Вьетнам, Китай и Таиланд. Парк «ВИМ-Авиа» состоял из восьми самолётов: по четыре Ил-62М и Ан-12.
Уже в 2004 году перевозчик начал масштабную программу по полной замене и расширению самолётного парка. У компании Condor GmbH были закуплены 12 Boeing 757-200, что позволило «ВИМ-Авиа» занять свою долю на самых массовых чартерных туристических направлениях в Египет, Тунис, Турцию, а также осуществлять рейсы в Западную Европу.
С 2005 года компания открыла регулярные рейсы в Сочи и Уфу, а в 2007 году перевозчик, как говорится на сайте «ВИМ-Авиа», занял первое место среди всех российских авиакомпаний по пассажирообороту на рынке чартерных рейсов. При этом значительно расширилась сеть регулярных маршрутов в российские города. В настоящее время в неё входят Благовещенск, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Магадан, Новосибирск, Омск, Петропавловск-Камчатский, Челябинск, Якутск и другие. На июль 2017 года воздушный флот «ВИМ-Авиа» состоял из 23 самолётов. Из них шесть судов производства Airbus, остальные — Boeing.
Кроме того, в июле 2017 года авиакомпания подписала с лизинговой компанией ИФК соглашение о передаче перевозчику 15 российских среднемагистральных самолётов МС-21. Договорённости предусматривают поставку воздушных судов в течение 2021-2024 годов, срок лизинга — 12 лет.
Вместе с тем претензии к «ВИМ-Авиа» в текущем году возникли не в первый раз. В 2007 году компания была названа руководителем Росавиации Евгением Бачуриным одним из перевозчиков, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов. С ноября 2011 года по апрель 2012 года предприятию было запрещено совершать полёты в Европу. Ситуация обострилась в 2016 году, когда среднее время задержки рейсов «ВИМ-Авиа» составило около 16 часов, а максимальное — 40 часов.
Проблема компании рассматривалась на совещании в Федеральном агентстве воздушного транспорта, где для нормализации положения было принято решение о начале перевозчиком обновления и пополнения воздушного парка. Однако в 2017 году ситуация не изменилась. По данным Генпрокуратуры, компания за восемь месяцев задержала 12 процентов рейсов, также существенно увеличились её долги по зарплате и перед аэропортами.
Ещё материалы: Виталий Ефимов, Владимир Афонский