Валентина Матвиенко: бюджет России должен приниматься с учётом интересов регионов
Правительству рекомендовано не нагружать субъекты полномочиями без выделения под них финансирования
Выпадающие из-за отмены налога на движимое имущество доходы региональных бюджетов будут компенсированы за счёт повышения доли акцизов на крепкий алкоголь с 50 до 80 процентов и дополнительных вливаний на сумму около 100 миллиардов рублей. Сами бюджеты субъектов предложено формировать с учётом выполнения нацпроектов и других государственных задач. Эти инициативы прозвучали в Совете Федерации 8 октября в рамках парламентских слушаний «О параметрах федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Задел хороший, но остались неясности
Отдавая должное сноровке и вдумчивости кабмина при разработке бюджета на следующую трёхлетку, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: с каждым годом качество документа становится лучше. Указав в первую очередь на профицитность бюджета, которая гарантирует экономике защиту от внешних неблагоприятных воздействий, в том числе от усиливающегося санкционного давления и роста волатильности на развивающихся рынках, она подчеркнула, что в лучшую сторону его отличают и повышенные расходы по соцобязательствам, а также принципиально новые подходы к вопросам инвестиций. Речь идёт о таких масштабных инструментах, как создаваемый Фонд развития, План развития магистральной инфраструктуры и национальные проекты.
При этом спикер палаты регионов отметила, что проект не лишён и недостатков. Например, при всей масштабности и амбициозности нацпроектов их продуктивность трудно просчитать.
«Проектом бюджета предусмотрена достаточно сложная программно-целевая структура. При этом правильно оценить результативность реализации госпрограмм по-прежнему достаточно проблематично. Само же Правительство оценивает эффективность почти половины госпрограмм на уровне «ниже среднего». А Счётная палата вообще отмечает, что ни одна из госпрограмм не может считаться высокоэффективной. И такая ситуация, к сожалению, повторяется из года в год», — сказала Матвиенко.
Председатель Совфеда предложила для решения проблемы обеспечить увязку всех программных инструментов. Они должны быть сопряжены с документами стратегического планирования по целям, задачам, срокам и подкреплены надлежащими источниками финансирования.
Что касается целевых ориентиров, закреплённых в документе, то проект бюджета традиционно сформирован, исходя из базового сценария социально-экономического развития. При этом некоторые представленные экономические показатели не соответствуют целевым параметрам, установленным президентом. В частности, инфляция в следующем году запланирована на уровне выше целевого значения. По мнению сенаторов, это тревожный сигнал.
«Также отмечу, что в проекте бюджета предусмотрено беспрецедентное пополнение Фонда национального благосостояния. Уже в следующем году благодаря новой конструкции бюджетных правил он составит более семи процентов ВВП. Но уже сегодня, на наш взгляд, необходимо решать задачу повышения эффективности управления средствами этого фонда, сохраняя при этом его высокую ликвидность», — сказала Матвиенко, добавив, что формирование «подушки безопасности» и снижение зависимости бюджета от нефти — это, безусловно, важные задачи, «но, учитывая, стоящие перед страной амбициозные цели, ещё важнее стимулировать экономический рост, используя государственные инвестиции».
Спикер Совета Федерации в связи с этим не исключила, что законодателям придётся вернуться к бюджетному правилу, повысив базовую цену на нефть, что обеспечит инвестиционный потенциал бюджета «и, в конечном счёте, безусловно, скажется на ускорении темпов роста ВВП».
Сколько регионам нужно денег
К проблемным темам Валентина Матвиенко также отнесла до сих пор нерешённый вопрос в сфере обязательных неналоговых платежей, которых в стране насчитывается больше 50, а также оптимизацию налоговых льгот.
Она напомнила, что цена применения льгот только по региональным и местным налогам составляет порядка 500 миллиардов рублей в год. В то же время Счётная палата оценила объём недополученных доходов из-за налоговых льгот на федеральном уровне примерно в 11 триллионов рублей.
Также в представленном проекте бюджета нет оценки того, как на выделяемые средства регионы справятся с задачами майского указа президента. На взгляд сенаторов, необходимо провести комплексную оценку необходимых затрат бюджетов всех уровней для достижения поставленных целей.
Отдельно председатель палаты регионов подчеркнула, что Совет Федерации разделяет тревогу регионов по поводу исключения налога на движимое имущество.
В 2021 году регионы рискуют недополучить 140 миллиардов рублей.
«Хотя сделано это из благих целей, для развития промышленности, однако данное решение вновь приведёт к выпадению доходов региональных бюджетов. Мы считаем, что необходима адекватная компенсация регионам уже со следующего года», — сказала Валентина Матвиенко.
Сенаторов в ходе слушаний также обеспокоило и сокращение объёмов межбюджетных трансфертов с двух процентов ВВП в 2019 году до 1,9 процента ВВП в 2020 году и до 1,7 процента ВВП в 2021 году. В соответствии с такой бюджетной логикой в 2021 году регионы недополучат 140 миллиардов рублей.
На фоне такой отрицательной динамики председатель Совета Федерации обратила внимание Правительства, что оно не в полной мере учитывает интересы субъектов при формировании региональных бюджетов в части делегирования полномочий, которые не подкрепляются потом соответствующими источниками финансирования. Валентина Матвиенко призвала прекратить такую порочную практику.
Есть повод для роста
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов пообещал для компенсации выпадающих доходов субъектов из-за исключения налога на движимое имущество увеличить региональную долю акцизов на крепкий алкоголь с 50 до 80 процентов, а также передать субъектам 100 процентов акцизов на нефтепродукты к 2024 году.
Кроме того, для снятия нагрузки с региональных бюджетов на федеральный уровень будут переведены все расходы по пяти орфанным заболеваниям, а также расходы, связанные с рождением третьего ребёнка. Оставшаяся в региональных бюджетах «дыра» в 97 миллиардов рублей, по уверениям Силуанова, будет компенсирована регионам до конца текущего года.
Реализация всех нацпроектов, учтённых в проекте бюджета, дадут дополнительный стимул для роста, темпы которого будут увеличиваться за счёт инвестиций, считает Силуанов. Если сегодня их доля составляет 2,5 процента ВВП, то к 2024 году она достигнет 25 процентов. Для этого кабмин планирует прежде всего создать комфортные условия для увеличения притока частного капитала. Самый главный показатель, который будет учтён при создании таких условий, — предсказуемость налоговой политики.
По словам министра финансов, общий объём финансирования нацпроектов за предстоящие шесть лет составит девять триллионов рублей, из них 5,6 триллиона рублей будут потрачены в ближайшие три года.
Первый вице-премьер также подчеркнул, что задачи бюджетной политики соответствуют целям, которые поставлены в майском указе Президента России. «Это и вопросы экономики, и социальной сферы. Мы должны увеличить темпы роста экономики до уровня не ниже среднемировых темпов, рост реальных доходов населения, снижение бедности. Всё это нашло отражение в проекте бюджета», — сказал Антон Силуанов.
В качестве меры, стимулирующей регионы на повышение доходной базы, министр финансов назвал специальный налоговый режим для малого бизнеса, то есть самозанятых, — налог на профессиональный доход. Соответствующий законопроект был разработан сенаторами и депутатами и уже внесён в Госдуму.
В целом же, давая оценку проекту бюджета следующего трёхлетнего цикла, Силуанов отметил, что он будет принимать всё больше проектный характер. Для контроля качества его выполнения в сфере нацпроектов предусмотрена система мониторинга и планирования.
Министр также отметил увеличение социальной направленности бюджета. На проекты «Демография» и «Здравоохранение» в ближайшие три года будет направлено 2,3 триллиона рублей.
Над чем ещё работать
Итогом парламентских слушаний стали рекомендации Правительству лучше прогнозировать бюджетные показатели. Особенно с учётом предстоящего с 1 января 2019 года повышения акцизов на бензин и дизельное топливо. Для этого кабмин должен мониторить цены на нефтепродукты пятого класса, а при необходимости принимать меры по снижению ставок акцизов при одновременном увеличении их доли зачисления в региональные бюджеты.
Также законодатели предложили увеличить нормативы зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты с 2020 года и повышение их доли в будущем более высокими темпами.
Ещё в качестве меры насыщения бюджета законодатели предложили установить дифференцированный размер госпошлины за лицензию на розничную продажу спиртного в зависимости от количества торговых точек.
В качестве серьёзных рекомендаций кабмину прозвучала и необходимость повышения эффективности принимаемых мер по сокращению теневого сектора экономики, а также утверждению методики оценки эффективности налоговых льгот.
Кроме того, кабмину надлежит принять план по повышению конкурентоспособности и совершенствования госрегулирования рынка алкогольной продукции.
Для более эффективной реализации нацпроектов сенаторы предложили повысить и степень вовлечённости регионов в процесс на стадии их разработки.
В тех же регионах необходимо продолжить программу перевода детей из школ с высокой степенью износа в новые здания. На это ежегодно требуется дополнительно 50 миллиардов рублей.
В качестве важной меры поддержки прозвучало предложение по смягчению условий реструктуризации обязательств регионов по бюджетным кредитам в части предельной доли объёма долговых обязательств по рыночным заимствованиям для субъектов, имеющих минимальный уровень долговых обязательств. Однако меры сенаторы рекомендовали применять только в случае, если ресурсы пойдут на финансирование инвестпроектов.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко