В Совфеде призвали активно противодействовать мошенничеству на финансовом рынке
Несмотря на регулярное совершенствование правовых механизмов, россияне часто жалуются на проблемы, которые были актуальными и 5, и 10, и 15 лет назад. В том числе на хищения средств с их счетов. Поэтому особый акцент в законотворческой работе необходимо сделать на противодействии мошенническим действиям. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко на совещании 18 марта.
Он отметил, что россияне напуганы финансовыми пирамидами, которые сегодня в той или иной форме проявляются, «поэтому особый акцент необходимо сделать на противодействии мошенническим действиям». В Совфеде по поручению председателя палаты Валентины Матвиенко создан экспертный совет по развитию финансовых услуг. Как пояснил член комитета Виктор Зобнев, в 2022-2024 годах был принят ряд законов, нацеленных на защиту прав граждан в финансовой сфере, в их подготовке Совфед принимал непосредственное участие.
Один из них — закон, который вводит механизм запрета на заключение договоров потребительского кредита с человеком по его заявлению. Теперь любой россиянин сможет обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит. Кроме того, палата регионов рекомендовала Правительству с участием Центробанка продолжить выявление «противоправных действий на рынке финансовых услуг, в частности нелегальной деятельности, деятельности организаций с признаками финансовой пирамиды».
В прошлом году в Роспотребнадзор поступило 23,7 тысячи обращений с жалобами на качество финансовых услуг, уточнил начальник ведомственного управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Олег Прусаков. Цифра примерно соответствует позапрошлогодним показателям.
«Несмотря на совершенствование правовых механизмов, наиболее актуальными проблемами остаются вопросы, которые были актуальными и 5, и 10, и 15 лет назад, — уточнил чиновник. — Жалуются потребители на отсутствие, по их мнению, свободного выбора финансовых услуг. То есть на взаимосвязь между приобретением одних услуг с приобретением других услуг. Правовые механизмы созданы, но манипулирование нормами, той гранью, за которой заканчивается согласие и начинается навязывание, — такие факты имеют место быть».
При этом заявления банков о приверженности стандартам потребительского поведения и учета интересов клиентов в отдельных случаях остаются декларацией, так как сотрудники либо неправильно пользуются этими стандартами, либо не могут донести до потребителя те особенности, которые формируют правовой ландшафт, вокруг которого строятся взаимоотношения в финансовом секторе.
«Учитывая, что он достаточно сложный для понимания обычного потребителя, умение правильно выстроить коммуникацию с ним приобретает важное значение», — сказал Прусаков.
Он добавил, что люди также жалуются на хищения средств с их счетов, хотя ЦБ предпринимает множество мер противодействия. Мошеннические практики все еще встречаются, поэтому важная роль должна отводиться правоохранительных органам, которые, к сожалению, зачастую отказывают в возбуждении уголовного дела, предлагая разбираться в суде, напомнил начальник управления Роспотребнадзора.
Читайте также:
• В Совфеде обсудили новые механизмы защиты прав граждан на финансовом рынке • Кто и зачем звонит с незнакомых номеров
Ещё материалы: Вячеслав Тимченко, Валентина Матвиенко, Виктор Зобнев