В Совфеде хотят запретить создавать агроагрегаторы для перепродажи овощей
Сегодня фермерские и подсобные хозяйства производят почти половину сельхозпродукции в стране. Однако все они в той или иной степени испытывают трудности со сбытом овощей и фруктов. Чтобы максимально помочь фермерам, в Совфеде разработали и внесли в Госдуму законопроект, который вводит понятие «фермерская продукция» и позволяет создавать агроагрегаторы — предприятия, которые будут закупать продукцию у фермеров, перерабатывать и сами заниматься ее сбытом. Ключевой момент в этом вопросе обозначил первый зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике на совещании 30 ноября Сергей Митин: предпочтение в создании подобных структур должно отдаваться сельхозкооперативам, а спекулянты должны вообще остаться вне поля полезного начинания.
По данным Росстата, на долю личных, подсобных и других индивидуальных хозяйств на селе и в городских поселениях, а также россиян, имеющих земельные участки в садоводческих и огороднических некоммерческих организациях, приходится 22 процента произведенной продукции в сфере растениеводства, 30 процентов в животноводстве. При этом доля хозяйств населения в совокупном производстве картофеля составила 65 процентов, овощей — 50 процентов, молока — 36 процентов.
В то же время, отметил Сергей Митин, следует иметь в виду, что 87 процентов малых и микропредприятий составляют хозяйства с численностью от 5 до 15 человек. Понятно, что таким небольшим предприятиям добиваться сбыта своей продукции на ярмарках, рынках или в сетевых магазинах, или в каких-то небольших магазинчиках достаточно сложно. Все-таки их задача состоит в выращивании или растений, или животных, их первичной переработке, пояснил сенатор.
Поэтому год назад председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам вместе с профильными министерствами, отраслевыми сообществами при участии представителей торговых сетей проработать возможность создания дополнительных каналов реализации фермерской продукции. Итогом стал законопроект, который нормативно определяет понятие фермерской продукции, а также агроагрегатора и поясняет, какие меры господдержки могут оказать фермерам региональные власти.
Но чтобы полностью закрыть потребности армии малых сельхозпроизводителей, нужно еще развивать и электронные площадки дистанционных продаж, считают в Минпромторге. Представитель ведомства Сергей Лобанов заявил, что онлайн-формат как новый канал дистрибуции стал в последнее время популярным. По сравнению с доковидными временами объемы продаж здесь выросли в 5 раз.
В Россельхозбанке также в интернет-торговле видят перспективное направление. Здесь уже создан маркетплейс на платформе «Свое родное», который предоставляет полностью бесплатный сервис по торговле фермерской продукцией, подтвердил зампред кредитной организации Денис Константинов. По его словам, преимущество маркетплейса в том, что площадка охватывает практически всю территорию страны. «У нас на сегодня активно пользуются этим сервисом уже больше миллиона покупателей. Больше 11 тысяч фермеров также активно продают свой продукт через этот сервис. Мы себе как задачу поставили вовлечь в эту торговлю еще более 200 тысяч фермеров», — добавил он.
Но для того, чтобы развиваться дальше, нужно решить вопрос логистики «по доставке фермерской продукции до конечного потребителя, который существенно влияет на стоимость».
Менее массовый, но тоже потенциально перспективный канал сбыта овощей и фруктов — прямая работа с потребителем в рамках организованного потока туристов, посещающих фермерские хозяйства. Для этого уже создана платформа «Свое За городом», где активно развивают сельский туризм.
Полностью материал читайте здесь
Читайте также:
• Митин: Пока не удалось импортозаместить семена ряда важных культур
Ещё материалы: Сергей Митин