Все о пенсиях в России

вчераПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

В Совете Федерации нашли рецепт снижения долгов регионов

Сенаторы предлагают ежегодно индексировать дотации субъектам не ниже уровня инфляции

26.10.2021 00:00

Автор: Валерий Филоненко

В Совете Федерации нашли рецепт снижения долгов регионов
Анатолий Артамонов © Юрий Инякин/ПГ

По итогам 2020 года госдолг субъектов РФ увеличился на 18,1 процента, а с 1 сентября 2021 года по сравнению с началом года показатель подрос еще на 2,5 процента. При этом задолженность по коммерческим кредитам в общем объёме долга муниципальных образований на 1 января 2021 года составляет 68,2 процента. В палате регионов рекомендовали Правительству предусмотреть ежегодную индексацию дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов не ниже уровня инфляции, закрепив соответствующее положение в Бюджетном кодексе. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов.

- Счётная палата отмечает рост госдолга регионов, насколько ситуация критична?

- Действительно, такая проблема есть. В 2020 году долговые обязательства регионов составили 27,3 процента от налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов, а в трёх регионах этот показатель превысил 100 процентов, в 39 регионах — 50 процентов. По итогам 2020 года объём госдолга регионов увеличился на 18,1 процента. И такая тенденция, к сожалению, сохраняется и в 2021 году, и в проекте федерального бюджета на 2022-2024 годы. По данным на 1 сентября 2021 года, по сравнению с началом года произошло увеличение государственного долга субъектов на 2,5 процента.

- Долги растут во всех регионах?

- Рост долговых обязательств наблюдается в 23 субъектах, из них значительный — в 4,8 раза — в Москве, в Тыве — на 54,7 процента, в Башкортостане — на 47,6 процента, в Ингушетии — на 46,6 процента, в Томской области — на 38,8 процента, в Ярославской — на 33,8 процента и в Ульяновской — на 21,1 процента.

Но есть и регионы, которые показали снижение объёмов госдолга, их 48. Значительное сокращение, на 100 процентов, отмечается в Сахалинской области, в Тюменской — на 71,9 процента, в Пермском крае — на 63,5 процента, в Тверской области — на 32,7 процента.

- А как справляются со своими долгами города?

- Доля задолженности по коммерческим кредитам в общем объёме долга муниципальных образований на 1 января 2021 года составляет 68,2 процента.

Это достаточно высокий показатель, поэтому наш комитет считает, что необходимо разработать дополнительные меры по поэтапному снижению объёмов муниципального долга без увеличения госдолга соответствующего субъекта.

- Регионы сокращают долю рыночных заимствований за счёт программы реструктуризации и предоставления бюджетных кредитов. Можете рассказать о результатах?

- По итогам 2020 года доля задолженности по кредитам, полученным регионами от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, уменьшилась на 4,4 процента и составила 22,8 процента. Это произошло из-за замещения рыночных заимствований бюджетными кредитами и их реструктуризации. В прошлом году доля бюджетных кредитов регионов составила 44,2 процента.

В то же время, по состоянию на 1 сентября, задолженность регионов по бюджетным кредитам увеличилась по сравнению с началом года уже на 25,6 процента. Здесь значимую роль также сыграло предоставление льготных бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.

Читайте также:

• Долги по кредитам регионов увязали с налогами от инвестпроектов • Как получить безвозмездную помощь из бюджета

Считаем необходимым продолжать мониторить показатели государственного долга регионов. При этом нужно предусмотреть возможность дополнительного замещения бюджетными кредитами задолженности по рыночным заимствованиям субъектов, которые реализуют индивидуальные программы социально-экономического развития. Также нужно рассмотреть возможность расширения использования средств регионов, которые высвобождаются из-за снижения объёма погашения задолженности по бюджетным кредитам.

- Куда, на ваш взгляд, регионы могли бы направлять такие высвобождающиеся средства?

- В том числе на реализацию региональных программ газификации, не отнесённых к инвестиционным проектам. Также было бы уместно направить деньги на выполнение региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов. Кроме того, за счёт таких средств можно было бы профинансировать погашение кредиторской задолженности государственных учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования, сохранив при этом направления использования высвобождаемых средств, предусмотренных в 2021 году.

- Какие меры предлагает ваш комитет для снижения долговой нагрузки регионов?

- Любые кредиты, в том числе и бюджетные, необходимо выплачивать, и поэтому наш комитет выступает за то, чтобы была в целом более сбалансированная бюджетная политика регионов. В связи с этим мы рекомендовали Правительству предусмотреть ежегодную индексацию общего объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации не ниже уровня инфляции. И такое положение нужно закрепить в Бюджетном кодексе.

Также следует усовершенствовать методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Мы предложили включить в неё возможность постепенного снижения объёмов этой дотации. Правило будет действовать, если регион превысит установленный критерий выравнивания расчётной бюджетной обеспеченности в течение трёх лет до уровня 75, 50 и 25 процентов объёма дотаций, полученного в год достижения этого критерия.

Кроме того, необходимо рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на предоставление регионам дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. А после года достижения регионом среднероссийского уровня расчётной бюджетной обеспеченности объёмы такой дотации нужно снижать постепенно. Делать это нужно в течение трёх лет по аналогии с дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта.

В целом мы считаем, что необходимо давать регионам больше самостоятельности в вопросах использования дотаций из федерального бюджета. Пока что мы видим тенденцию к росту суммы целевых средств, выделяемых регионам, и уменьшению размера тех дотаций, которые регионы могут тратить по своему усмотрению. Это неправильная ситуация, и её нужно менять.