В российских школах могут появиться штатные воспитатели
Учеников научат гордиться достижениями страны
Ирина Яровая. Фото: ПГ / Юрий Инякин
Вырастить достойного гражданина не менее важно, чем дать ему хорошие знания, считают члены Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей при Госдуме. Воспитательный процесс они предлагают строить на сохранении традиций, преемственности поколений и культурном наследии нашей страны.
Сталинград и Париж: в чем разница?
«За последние 18 лет портрет российской молодёжи сильно изменился. Это произошло из-за возвращения веры в себя, свою страну и приобретения чувства достоинства», — отметила вице-спикер Госдумы и руководитель Экспертного совета Ирина Яровая. Однако в образовательном процессе до сих пор наблюдается разрыв теории и практики, а многие учителя по традиции, заложенной в 90-е годы прошлого века, стыдливо избегают говорить о достижениях нашей страны. В то время как в Интернете информация с антироссийской риторикой, наоборот, красиво упакована.
Чтобы противостоять этим вызовам, необходимо учить детей осмысливать историю страны с точки зрения общемировых ценностей, считает заместитель председателя Госдумы. Идеология в вопросах воспитания и образования не нужна, достаточно проводить исторические параллели: сколько дней во время Второй мировой войны продержались под натиском фашистских войск европейские столицы и как долго шла битва за Сталинград? По мнению Яровой, каждый школьник должен осознавать себя в первую очередь частью большой и уникальной страны. Именно на таком подходе должно строиться и изучение цивилизационного наследия России. «Нам требуется энциклопедия смыслов, а не просто перечень объектов. Преподавание гуманитарных дисциплин должно быть одухотворённым, а не пустотелым», — обозначила главные задачи Экспертного совета его руководитель.
Член совета, политолог Сергей Михеев, в свою очередь, предложил ограничить Интернет для учащихся. «Необходимо свести к минимуму потребности школьника к свободному поиску знаний в Интернете. Это ядовитая помойка», — эмоционально высказался эксперт. По его мнению, следует разработать учебный портал, где будет аккумулирована и защищена вся необходимая для изучения школьной программы информация.
Другие считают, что ограничение Интернета — бесперспективное занятие. Ведь, по статистике, каждый школьник сегодня является членом трёх-четырёх соцсетей. Противостоять вызовам, которые исходят из Сети можно, если уделять воспитанию подрастающего поколения такое же внимание, как и самому процессу образования. Но воспитание, по мнению Ирины Яровой, — это не личностные тесты и раздутый штат психологов. «Нам нужны не психологи, а воспитатели», — заявила вице-спикер. Разработку тестов для детей и их родителей она считает неоправданной тратой бюджетных средств и поддержкой направления, чуждого отечественной системе образования.
Что должен делать классный руководитель
По мнению руководителя Экспертного совета, у воспитателей должны быть отдельные и хорошо оплачиваемые ставки. Однако некоторые регионы, например Москва, пошли по другому пути и увеличили зарплату за классное руководство. «Москва начала оплачивать труд классных руководителей. Они и есть главные воспитатели», — поделился опытом руководитель департамента образования столицы Исаак Калина.
Необходимо свести к минимуму потребности школьника к свободному поиску знаний в Интернете. Это ядовитая помойка.
Председатель «Российского движения школьников» Сергей Рязанский убеждён, что в школы нужно вернуть не только воспитателей, но и вожатых. Общественная работа под началом вожатого может стать отличной альтернативой фейковой информации в Интернете. Организация уже начала подготовку вожатых и заместителей директоров по воспитанию. В будущем такие сотрудники, рассчитывают в «Российском движении школьников», будут очень востребованы.Из истории
Впервые в России термин «вожатый» появился в 1922 году, одновременно с созданием пионерской организации. С 1927 года начинается централизованная подготовка вожатых. Ими становились лучшие старшеклассники, студенты педвузов. В 1960-х годах в педагогических институтах организуют историко-педагогические факультеты («пионерфак»), которые готовят специалистов с высшим образованием по специальности «Учитель истории и обществоведения, методист пионерской работы».
В 1986 году утверждается профстандарт для вожатого, где делается акцент на роли вожатого в процессе формирования личности у детей.
С 1991 года, после роспуска пионерской организации, термин «вожатый» не имеет нормативного определения.
Ещё материалы: Ирина Яровая