В России увеличат субсидии на посадки виноградников
В преддверии рассмотрения Госдумой законопроекта о возможности предоставления субсидий виноградарям в целях возмещения затрат, связанных с производством винограда и винодельческой продукции, уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов в эксклюзивном интервью рассказал, что нужно сделать отечественным производителям вина, чтобы потеснить зарубежных конкурентов на российских прилавках, при этом успешно конкурируя с ними и на мировом рынке.
- Борис Юрьевич, на ваш взгляд, государственный протекционизм — это единственная возможность повысить конкурентоспособность российских виноделов?
- Сегодня россияне проигрывают конкурентную борьбу иностранцам, потому что иностранные производители вина получают гигантскую поддержку со стороны своих правительств. И какую бы нам ни оказали поддержку, это все равно будет малая толика по сравнению с зарубежной. Какой же тут протекционизм? Это выравнивание условий конкуренции, которые пока что совсем не в нашу пользу.
- Сегодня госрегулирование винодельческой сферы происходит по тем же правилам, что и производство водки, но если передать функции регулирования Минсельхозу, как это предполагает законопроект, не приведет ли это к снижению госконтроля производства вина?
- Государственное регулирование винодельческой сферы действительно происходит по тем же правилам, что и производства водки. Мы все время говорим, что это плохо и надо передать функции регулирования (до этапа наклейки марок) Минсельхозу. Это никакое не снижение госконтроля, а стимулирование производственных возможностей. Контроль со стороны Росалкогольрегулирования на этапе продаж никуда не девается. Но во всех принятых документах вопрос так пока не стоит.
- Когда, на ваш взгляд, российские виноделы полноценно вольются в международные тренды: сформируют концепцию построения брендов, стилей и типов вин, которые нужны рынку, а производители решат вопросы ценообразования и позиционирования своих продуктов?
- В России есть прекрасные винодельческие предприятия, которые уже сформировали свои бренды. Но для полноценного выхода на международный рынок нужно приложить очень много усилий и денег. Российский экспортный центр сегодня помогает в основном тем, кто производит миллион комбайнов, десять миллионов тонн зерна или миллион — мяса. Наша отрасль на этом фоне маленькая, и мы теряемся. Нам нужна гораздо более заметная государственная поддержка для выхода на международный уровень. А в международном ценообразовании не мы правим бал.
- Насколько вероятен успех российских виноделов на конкурентном международном рынке? Возможно ли повторение успеха чилийских виноделов, которые в начале 90-х смогли предложить адекватное международное качество продукции при ее низкой стоимости?
- Успех неплохих чилийских вин на международном рынке связан в первую очередь с тем, что правительство Чили в свое время предприняло гигантские финансовые и административные усилия по продвижению этого продукта во всех странах мира. Сами по себе чилийские виноделы с этим не справились бы. А нам не надо забывать про необъятный внутренний рынок, который сегодня занят импортным вином. Задача отвоевать внутренний рынок, на мой взгляд, даже намного важнее. А для этого нужно в первую очередь развивать посадки виноградников на российских территориях.
Задача отвоевать внутренний рынок намного важнее. А для этого нужно в первую очередь развивать посадки виноградников на российских территориях.
- В 2014 году был принят закон, который ввел географические указания вин. Документ серьезно помог виноделам?
- С тех пор выпуск винодельческой продукции с ЗГУ (защищенное географическое указание) каждый год наращивается в разы. Более того, Госдума приняла в третьем чтении поправки во вторую часть Гражданского кодекса, в которых вводится понятие географических указаний и, в частности, винодельческой продукции с ЗГУ и ЗНМП (защищенное наименование мест происхождения).
- Постановлением Правительства в 2016 году был создан реестр российских виноградников. На этом работа закончена?
- Информация в нем уже собрана, и ежегодно, с каждым новым урожаем, она обновляется. ЗГУ подтверждается именно реестром. Но его надо совершенствовать, вводить более жесткие меры контроля за урожайностью.
- Спустя три года после снижения стоимости лицензии для виноделов с 800 тысяч до 65 тысяч рублей можно ли уже оценить последствия этой меры для отрасли?
- Стоимость лицензии снижена для производителей вин с ЗГУ и крестьянско-фермерских хозяйств — тех самых «гаражных виноделов». Но если объем производства вин с ЗГУ, как я и сказал, стабильно увеличивается, то для КФХ тех мер стимулирования, которые записаны в Законе №171-ФЗ, недостаточно. Без изменения системы налогообложения им невыгодно производить вино. Когда они производят виноград, то платят единый сельхозналог. А как только переходят к производству вина, попадают под требования ОСНО. И с шести процентов переходят сразу на 36. В проекте изменений в Законе №171-ФЗ, которые приняты во втором чтении, говорится об увеличении порога «льготного» производства для КФХ с нынешних пяти до 15 тысяч декалитров. А в Налоговый кодекс в первом чтении приняты изменения об уплате КФХ единого сельхозналога, плюс акцизы. Вот что действительно нужно «гаражистам».
- В 2016 году Минсельхоз представил концепцию по развитию российского виноделия, цель которой — вывести отрасль на мировой уровень. На ваш взгляд, за прошедшие три года сделано достаточно для повышения конкурентоспособности отрасли?
- Концепция Минсельхоза действительно готовилась в 2016 году, но проект, к сожалению, так и не был утвержден. Между тем в концепции были очень интересные вещи. Надеемся, что Минсельхоз найдет в себе силы ее «освежить» и все-таки утвердить.
- Планировалось также получить от отрасли в виде различных поступлений (налоги, пошлины, акцизы и прочие сборы) 1,1 триллиона рублей. На ваш взгляд, планы министерства были осуществимы?
- Поскольку концепция Минсельхоза не принята, нет и прогнозов налоговых поступлений, которые можно обсуждать. Прогнозы есть другие. Минсельхоз в следующем году планирует почти вдвое увеличить субсидии на посадки виноградников. А ФНС собирается повысить акцизы на вино, и часть этих сборов будет направлена на поддержку отечественного виноградарства и виноделия.