В России разрабатывают концепцию развития автотуризма
На трассах предлагают строить зоны отдыха, где можно переночевать, заправиться и погулять с собакой
Тема: Петербургский международный экономический форум — 2023
Сейчас 72 процента российских автотуристов сталкиваются с низким качеством дорог, отсутствием АЗС и инфраструктуры на трассах. По поручению президента кабмин разрабатывает концепцию развития автомобильного туризма, а пилотным проектом предлагают сделать маршрут от Санкт-Петербурга до Владивостока. На трассах увеличат число многофункциональных зон сервиса с кафе, гостиницами и заправками. Такие вопросы обсуждали участники секции «Маршрут построен: перспективы развития автотуризма в России» Петербургского международного экономического форума.
Через страну с комфортом
В прошлом году 555 миллионов человек воспользовались автомобилем. На туристические поездки россиян пришлось 43 миллиона, а на поездки иностранцев — 2 миллиона. К 2035 году количество автотуров может вырасти до 103 миллионов, а общий автомобильный поток — до 669 миллионов человек. При этом 55 процентов путешествующих на автобусе и больше 70 процентов выбирающих автомобиль жалуются, что на трассах негде переночевать, тяжело найти заправку, а дороги плохого качества. Об этом в своем докладе, подготовленном совместно с Минэкономразвития, представителями ведомств и бизнеса, рассказал заммэра Москвы Максим Ликсутов.
По словам зампредседателя Правительства Дмитрия Чернышенко, по поручению президента кабмин разрабатывает концепцию развития автомобильного туризма, а пилотным проектом станет маршрут от Санкт-Петербурга до Владивостока.
В первую очередь, чтобы предоставить автотуристам преимущества, нужно определить, кто является таким туристом, отметил помощник Президента РФ Игорь Левитин. Кроме того, необходимо работать над качеством российских дорог. Восемьдесят пять процентов федеральных дорог уже привели в соответствие с установленными нормами, среди региональных дорог таких 60 процентов, а вот среди муниципальных показатели очень низкие.
И гостиница, и кафе
В России люди пока опасаются ездить на длинные расстояния, отметил Максим Ликсутов. В стране уже работают российские многофункциональные зоны дорожного отдыха (МФЗ), которые не уступают мировым стандартам, а в чем-то и превосходят их. На российских МФЗ есть заправки, выездные техмастерские, кафе, магазины, гостиницы, комната телемедицины, детские площадки, прачечная, зона для выгула собак, душевая. Шагом в будущее будет обустройство парковок с электрозарядкой.
Но сейчас в стране таких центров всего 80. В США, для сравнения, подобных объектов 7 тысяч, в Великобритании — 105. При этом все российские МФЗ находятся на платных дорогах, а на бесплатных, где турпоток составляет больше 90 процентов, сервис страдает. Необходимо активно увеличивать количество центров на бесплатных дорогах, отметил Ликсутов. А при проектировании платных трасс строительство центров необходимо закладывать в план.
В соответствии с поручением президента на пилотном автомобильном маршруте Санкт-Петербург — Москва — Владивосток необходимо будет построить 276 МФЗ. Их нужно расположить на 8 трассах общей протяженностью 13, 8 тысячи километров. Строительство центров отдыха поможет и экономике небольших городов, добавил Ликсутов.
Читайте также:
• Иностранным туристам раздадут электронные карты
Арендовать автодом
В России необходимо развивать придорожные сервисы для автопутешественников, отметила глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко. По ее словам, 67 процентов россиян отправляются в путешествия на автомобилях из-за дорогих билетов в сезон отпусков. «На сегодняшний день объекты придорожного сервиса распределены неравномерно, и часто водители спят в машине, потому что целевой клиент у нас семья: папа, мама, дети», — пояснила сенатор. Необходимо, чтобы отели на дорогах давали возможность отдохнуть всем, тогда как сейчас номера в них чаще всего двухместные.
Кроме того, по словам сенатора, нужно развивать сервис аренды автодомов на время путешествий. Сейчас в России в аренду их сдают несколько компаний на Черноморском побережье, а цены сильно завышены из-за отсутствия конкуренции.
Глава Комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев предложил организовать пилотный проект по реализации поручения президента не так масштабно. По его словам, возможно отработать механизмы и нормативно-правовую базу на соседних территориях Ульяновской области, Татарстана и Башкортостана. Именно после пилотного проекта можно будет подойти к созданию качественной концепции развития автотуризма в стране.
Ещё материалы: Дмитрий Чернышенко , Инна Святенко, Сангаджи Тарбаев