В России предлагают запретить рекламу микрофинансовой деятельности
Депутаты петербургского парламента проработали инициативу об изменении федеральных законов о микрофинансовых организациях и о рекламе, которые планируют дополнить пунктом о запрете рекламы микрофинансовых организаций. Соответствующую инициативу, подготовленную группой депутатов, среди которых есть Андрей Рябоконь, Денис Четырбок и Павел Крупник, они обсудили и одобрили на заседании бюджетно-финансового комитета. Инициативу планируется рассмотреть на одном из ближайших заседаний петербургского Заксобрания.
Депутаты считают, что из-за легкой доступности микрозаймов, то есть в отличие от банков отсутствия необходимости подтверждать свою платежеспособность, микрозаймами пользуются наиболее бедные слои населения. Чаще всего в режиме «до зарплаты». В итоге закредитованность в стране составляет более 50 процентов, а в отдельных регионах до 85 процентов. Но у парламентариев к самой системе МФО претензий нет. А есть вопросы к их агрессивной рекламе, которая вызывает у граждан ощущение возможности получить деньги бесплатно. «Часто люди не рассчитывают свои финансовые возможности, поддаваясь экспрессивному порыву и маркетинговым уловкам. Из-за падения реальных доходов у людей возникает все больше соблазнов обратиться к услугам микрофинансовых организаций, а риски дальнейшего снижения доходов и увеличения безработицы создают предпосылки для сползания в долговую яму», — говорят авторы законодательной инициативы.
По данным Центрального банка России, в 2022 году объем выданных займов МФО вырос на 22 процента по сравнению с 2021 годом. Общая сумма таких заимствований в России достигла 365 миллиардов рублей. А объем задолженности увеличился почти до 35 процентов. Как уточнил Андрей Рябоконь, около 80 процентов микрозаймов выдается через интернет. В то же время на интернет-сайтах зачастую скрываются истинные условия договоров, которые предусматривают очень высокие проценты за любое нарушение.
Представитель одного из российских банков Олег Платонов, приглашенный на заседание БФК, поддержал инициативу депутатов. По его словам, МФО зачастую не учитывают текущую долговую нагрузку людей. В результате их обязательства превышают финансовые возможности. Плохая кредитная история таких клиентов не позволяет им обратиться в банк в случае необходимости. «Таким образом, по мнению представителей банковского сообщества, запрет рекламы МФО в России может стать важным шагом в борьбе с негативными последствиями, связанными с микрозаймами. Такое решение может обеспечить большую защиту прав потребителей» — констатировал он.
В то же время депутат Дмитрий Панов обратил внимание на необходимость уточнения критериев, чтобы под действие закона не попали в том числе организации, которые по инициативе государства оказывают помощь и поддержку. Он привел в пример петербургский Фонд кредитования малого и среднего бизнеса. В период пандемии он ссуживал средства нуждающимся организациям под 1-3 процента. «Полное название звучит следующим образом — Фонд содействия кредитования малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания. Важно не навредить таким фондам. Поэтому надо более точно сформулировать, что мы хотим запретить», — отметил парламентарий.
Читайте также:
• Центробанк придумал десять барьеров для заемщиков-мошенников • Желающих взять кредит должны предупредить о долговых рисках