В России предлагают стимулировать выпуск облигаций крупных компаний
По мнению сенаторов, это привлечёт инвесторов в проекты социально-экономического развития регионов
Развитие факторинга, цифровизация в финансовом секторе, совершенствование инструментов защиты и поощрения капиталовложений, в том числе на региональном уровне, а также допуск банков к широкому спектру операций в соответствии с их кредитным рейтингом— с такими предложениями для достижения целей развития экономики до 2024 года сенаторы обратились к Правительству РФ. Об этом «Парламентской газете» рассказал вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлёв.
- Николай Андреевич, чего, на ваш взгляд, не хватало в Едином плане по достижению национальных целей развития РФ до 2024 года? Почему возникла необходимость его дополнить?
- В общем и целом представленный Правительством РФ Единый план - проработанный, взвешенный, фундаментальный документ, который ориентирован на обеспечение достойного уровня жизни наших граждан в комфортной, благополучной и безопасной среде, с возможностью для самореализации, труда, ведения своего бизнеса. Он достаточно реалистичен, имеет пять основных целей, разумные сроки их достижения. По каждому из 25 целевых показателей сформирован комплекс основных мероприятий, учтён региональный аспект. Как пояснил первый вице-премьер Андрей Белоусов, это своего рода интерфейс между указом президента о национальных целях и операционными документами, которыми руководствуется Правительство: госпрограммы, национальные проекты, федеральные проекты, «дорожные карты».
Сенаторы всегда активно принимают участие в подготовке такого рода документов. Принятие и реализация Единого плана по достижению национальных целей - это большая ответственность перед обществом, поэтому в первую очередь Правительству РФ предложено обеспечить эффективный контроль и определить персональную ответственность должностных лиц за ходом его реализации.
По каждому из 25 целевых показателей сформирован комплекс основных мероприятий, учтён региональный аспект
Достижение национальных целей возможно при устойчивой экономике и стабильности финансового рынка. Важнейшими условиями дальнейшего развития экономики и притока длинных денег является создание благоприятных, предсказуемых условий для бизнеса, обеспечение непрерывности и прогнозируемости мер поддержки, активизация процесса привлечения инвестиций. В этой связи Правительству предложен ряд инструментов, в том числе налоговые, компенсационные, развитие факторинга, стимулирование длинных денег в экономике. В ходе встреч сенаторов с Андреем Белоусовым была отмечена важность мер налогового стимулирования, в том числе в отношении холдинговых компаний, осуществляющих деятельность на территории нашей страны и инвестирующих средства в России, а также в части активизации работы по корректировке соглашений об избежании двойного налогообложения, стимулировании первичных размещений акций (IPO) российскими компаниями. Также были подняты вопросы модернизации налогообложения холдинговых компаний, развития финтехсервисов и инструментов для первичного размещения акций, ликвидации «зарплатного рабства», модернизации накопительной пенсионной системы.- Есть ли уже реакция Правительства на предложения сенаторов?
- Совет Федерации был в числе первых, с кем Правительство обсудило проект Единого плана, и мы представили свои предложения по его доработке. Пока комплексная работа по его доработке с учётом позиций всех заинтересованных ведомств не завершена. Но уже сейчас можно сказать, что наши предложения прорабатывались с Правительством ранее и многие нашли отражение в плане. Среди них - развитие факторинга, цифровизация в финансовом секторе, совершенствование инструментов защиты и поощрения капиталовложений, в том числе на региональном уровне.
- Одно из предложений — снизить долю государства в финансовом секторе — у многих в нашей стране ассоциируется с гарантией стабильности. Можете пояснить свою позицию?
- Ключевой фактор повышения эффективности национальной экономики и её роста — это поддержание конкурентной среды во всех секторах, включая банковский. Поэтому в рамках комплекса мероприятий по развитию конкуренции Единого плана предложено предусмотреть меры по снижению доли государственного участия в финансовом секторе, стимулированию процесса приватизации в банковском секторе, обеспечению равного доступа участников финансового рынка к единым государственным информационным системам.
Кроме того, необходимо совершенствовать подход по допуску кредитных организаций к определённым операциям. Он должен быть взвешенным и сбалансированным для одновременного обеспечения стабильности и сохранения конкуренции. В качестве основного критерия мы предложили уровень кредитного рейтинга и уже внесли соответствующую законодательную инициативу в части совершенствования отбора кредитных организаций для целей инвестирования и размещения денежных средств. Анализ правового регулирования в данной сфере показал, что на практике уровень рейтинга является дополнительным критерием, в то время как главными остаются уровень капитала, участие банка в системе страхования вкладов и т.д. А главное, образуется множественность каналов доступа, организованных на основе различных критериев.
Поэтому более целесообразно установить единое требование к кредитным организациям, участвующим в отборе. В качестве такого критерия мы предложили кредитный рейтинг, присвоенный по национальной рейтинговой шкале, который отражает финансовую надёжность, стабильность и устойчивость кредитных организаций.
- Сенаторы также предлагают снять барьеры для стимулирования операций факторинга. Зачем это нужно и какие барьеры необходимо убрать?
- Наше предложение связано со стимулированием применения инструмента факторинга. Законодательство о контрактной системе в настоящее время предоставляет такую возможность, мы когда-то одобрили соответствующие изменения в закон, которые, к сожалению, пока не работают, поскольку на этапе согласования госконтрактов с Минфином часто возникают административные барьеры, которые как раз необходимо устранить. Факторинг — это дополнительные финансовые возможности для предпринимателей, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличить объём оборотных средств без увеличения кредитной нагрузки. Это особенно важно в складывающихся экономических условиях.
- Ранее вы говорили, что для дальнейшего развития экономики субъектов РФ важно сформировать единые подходы к реализации инвестиционных проектов, концессионных соглашений и механизмов государственно-частного партнёрства, независимо от их размера, на региональном уровне. Могли бы вы пояснить: каким именно, на ваш взгляд, должен быть такой подход, что лежит в его основе?
- Под единым подходом подразумевается набор универсальных инструментов, которые можно использовать для привлечения внебюджетных источников в проекты социально-экономического развития регионов. К таким инструментам можно отнести, например, инвестиционные проекты в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений — принят закон, который дал старт этому процессу и создал правовые условия для инвесторов, реализующих инфраструктурные проекты. Для укрепления региональных экономик мы предлагаем распространить аналогичные механизмы для инфраструктурных проектов регионального значения. Инвесторы должны быть защищены независимо от их размера.
Для укрепления региональных экономик мы предлагаем распространить аналогичные механизмы для инфраструктурных проектов регионального значения
Есть и другие действенные механизмы, как государственно-частное партнёрство и концессионные соглашения. Мы предлагаем унифицировать взаимодействие инвестора и кредитора, предусмотреть механизмы снижения административных, тарифных и прочих рисков, обеспечить единое регулирующее и гарантирующее звено.Мы также предлагаем стимулировать дальнейший выпуск инфраструктурных и ипотечных облигаций, повышать ликвидность этих инструментов. У некоторых крупных компаний уже есть такой положительный опыт. Например, РЖД практикуют выпуск бессрочных облигаций. В ближайшие годы на строительство дорог планируется привлечь средства за счёт выпуска облигаций «Автодора». Ещё один пример — Дом.РФ, который, планирует использовать механизм инфраструктурных облигаций для реализации проектов развития жилищного строительства.