В России определят правила краудфандинга
В Госдуму внесен законопроект, определяющий правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».
Проект федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)» разработан в рамках реализации положений части 4 главы IV Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.
Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. Такие услуги состоят в соединении спроса на инвестиции со стороны участников инвестиционной платформы, привлекающих инвестиции, и предложения инвестиций со стороны участников инвестиционной платформы, являющихся инвесторами. Указанные услуги оказываются с использованием инвестиционной платформы, которая представляет собой информационную систему в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Результатом оказания услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга) является передача денежных средств от инвестора лицу, привлекающему инвестиции, которая опосредуется заключением договора с использованием инвестиционной платформы и возникновением у лица, привлекающего инвестиции, соответствующих обязательств перед инвесторами.
Наряду с традиционными формами, закрепляющими правоотношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, (предоставление займа, приобретение ценных бумаг, приобретение доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или доли участника в складочном капитале хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства) законопроектом предлагается использовать такую новую, характерную для современного этапа развития отношений краудфандинга, форму как приобретение токенов инвестиционного проекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных.
Для заключения и исполнения договоров между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом допускается возможность использования смарт-контрактов. При этом определение «токенов» и «смарт- контракта» предполагается дать в отдельном федеральном законе, регулирующем отношения, связанные с цифровым (виртуальным) имуществом.
Законопроект предусматривает определенные требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) оператора инвестиционной платформы, которые сопоставимы с установленными в настоящее время минимальными требованиями для профессиональных участников рынка ценных бумаг (3 млн. рублей). Как правило, при установлении требований к руководству и участникам оператора инвестиционной платформы в различных юрисдикциях не принимается каких-то специальных требований, используются общие требования к инвестиционным фирмам.
Законопроект предусматривает несколько ограничительных механизмов в процессе инвестирования, направленных на защиту инвесторов. Так, например, обязательным признаком предложения лица, привлекающего инвестиции, о заключении соответствующего договора об инвестировании, является указание минимального целевого объема привлекаемых денежных средств. В случае, если минимальный целевой объем привлеченных средств не собирается в течение срока действия предложения, то предусматривается отзыв предложения и возврат собранных средств инвесторам.
К защитным мерам относится также установление так называемого «периода охлаждения» — срока, в течение которого инвестор вправе отозвать инвестированные средства (пять рабочих дней со дня передачи денежных средств, но не позднее дня истечения срока действия предложения лица, привлекающего инвестиции либо дня достижения целевого объема привлеченных в инвестиционный проект денежных средств, после которого прекращается привлечение инвестиций в инвестиционный проект).