Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

В России начнут бороться с поддельными матрёшками

Валентина Матвиенко поручила каждому сенатору зарегистрировать до 2018 года по одному региональному бренду

19.12.2017 16:40

Автор: Ксения Редичкина

В России начнут бороться с поддельными матрёшками

Фото: РИА Новости / Григорий Сысоев

В палате регионов намерены в кратчайшие сроки вывести на новый уровень количество и качество региональных брендов страны. Для этого товары, олицетворяющие регионы, законодательно привяжут к географическим названиями, промаркируют и будут тщательно следить за тем, кто и как использует товарные знаки за рубежом. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко также намерена дать поручение каждому сенатору в течение 2018 года озаботиться вопросом регистрации местных брендов. Тогда к концу будущего года их будет не 165, как сейчас, а намного больше.

Догнать и перегнать Европу

«Я в воскресенье была на катке у ГУМа и проходила мимо ярмарки, там одни матрёшки — это невозможно. Стыдно перед иностранцами за ярмарку в центре Москвы: всё намалёвано, неручной работы, примитивно. Может быть, мэра Сергея Собянина попросить, чтобы на следующей ярмарке была представлена региональная продукция?» — сказала Матвиенко.

Made in Russia: русское — значит качественное
Пока многие известные бренды, олицетворяющие нашу страну, не прошли регистрацию, а потому зарубежные страны ими пользуются и, например, матрёшки — один из символов России — с успехом штампуют в Китае.

На огромной территории России официально зарегистрировано всего 165 региональных бренда, тогда как на территории Европейского союза — четыре тысячи. Зарубежные страны даже умудряются брать известные отечественные названия и делать под ними свою продукцию. С таким положением пора заканчивать, решила Валентина Матвиенко.

До конца весенней сессии в Госдуму внесут законопроект, который дополнит перечень объектов правовой охраны региональных брендов понятием «географическое указание». Роспатент, разработавший документ, утверждает, что именно оно должно быть защищено как самостоятельный объект интеллектуальной собственности. Ведомство также предлагает маркировать брендовую российскую продукцию с точным указанием региона и города, где она была сделана, чтобы на мировом рынке точно знали, что это не китайская подделка.

«Введение в правовой оборот понятия «географическое указание» потребует корректировки Гражданского кодекса», — объяснила глава Совфеда Валентина Матвиенко 19 декабря на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при палате регионов.

Бренд — это неосязаемая сумма свойств территории: её имени, истории, репутации, который работает на имидж того или иного региона. Хорошо известно, например, вологодское масло, оренбургский платок, дымковская игрушка. Последняя, кстати, в качестве бренда так и не зарегистрирована. Это возмутило председателя палаты, которая уверена, что репутация и бренд территорий становятся важными нематериальными активами экономики регионов.

«Российские производители просто не имеют достаточного опыта, чтобы успешно пользоваться своими преимуществами. Хотя зачастую выпускаемая в регионах продукция превосходит по качеству зарубежные аналоги, при этом выгодно отличаясь в цене. Но наши производители далеко не всегда умеют «представлять товар лицом», современными средствами подавать широкой общественности положительную информацию о себе. Государство должно активнее помогать регионам в раскрутке товаров», — сказала Матвиенко.

Мы столкнулись с тем, что большинство органов государственной власти, многие органы местного самоуправления, а также производители и потребители не знают, что такое наименование местонахождения товара (НМПТ) и какое значение оно имеет для каждого из них и для страны в целом.

Она привела в пример Европу, где зачастую даже маленькие городки и деревни стремятся создать свои уникальные бренды. «Ярким примером эффективного использования территориальных торговых марок может служить Франция, где охраняются такие наименования продукции, как байонская ветчина, шампанское, коньяк, эльзасский мёд и многие другие», — объяснила Валентина Матвиенко.

По её словам, не менее 500 миллиардов рублей дохода смогут принести региональные бренды в ближайшие восемь лет российским регионам.

«Россия нуждается в чётко сформулированной политике защиты и продвижения своих региональных брендов», — поддержал Матвиенко вице-спикер палаты Ильяс Умаханов. Он напомнил, что в мае 2015 года был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях. Именно он даёт возможность осуществлять их международную регистрацию.

«Нужна общая система охраны региональных брендов. И я предлагаю создать рабочую группу по доработке положений кодекса для последующего внесения законопроекта на рассмотрение в Госдуму. Региональным органам власти надо дать полномочия организовывать работу по выявлению традиционных товаров», — сказал сенатор.

С монополистами надо бороться

В 2017 году по сравнению с предыдущим годом число заявок от регионов на регистрацию местных брендов увеличилось на 40 процентов. При этом за последние годы более чем из трети субъектов Федерации не подавалось ни одной заявки на регистрацию. Почему? На этот вопрос ответил глава Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев.

«Мы столкнулись с тем, что большинство органов государственной власти, многие органы местного самоуправления, а также производители и потребители не знают, что такое наименование местонахождения товара (НМПТ) и какое значение оно имеет для каждого из них и для страны в целом. А производители, уже знающие о НМПТ, стремятся стать монополистами, единственным производителем уникального товара и не допускать конкурентов, но институт НМПТ предполагает коллективное использование охраняемого обозначения», — объяснил Ивлиев.

Российские производители просто не имеют достаточного опыта, чтобы успешно пользоваться своими преимуществами. Хотя зачастую выпускаемая в регионах продукция превосходит по качеству зарубежные аналоги, при этом выгодно отличаясь в цене.

Он также рассказал, что на сайте Роспатента уже вывешена брошюра, где пошагово описано, как можно зарегистрировать региональный бренд. Для этого даже не надо ехать в Москву, всё делается через Интернет, и при этом, между прочим, стоит на 30 процентов дешевле, чем очно. Ведомство даже подготовило памятку для тех, кто хочет зарегистрировать бренд. Заявки, уверен Ивлиев, должны вносить не отдельные россияне или представители власти, а объединения граждан, артели или ассоциации, иначе монополий будет не избежать. Кроме того, ведомство предлагает маркировать брендовую российскую продукцию, чтобы в мире она была узнаваема. Сейчас никакой маркировки нет.

Спикер Совета Федерации поинтересовалась, что нужно для регистрации этой продукции на международном рынке. На это руководитель Роспатента ответил: «На уровне Евросоюза сейчас стоит вопрос, чтобы на его территории наши региональные бренды были защищены. На европейском рынке сейчас используется именно географическое указание. Термин «географическое указание» закреплён в международном праве и используется в национальном законодательстве многих стран».

А замминистра культуры РФ Александр Журавский рассказал, что ведомство уже начало работать над реестром российской национальной сувенирной продукции, куда будут занесены все известные отечественные бренды.

Российские изобретатели идут в блокчейн

«Мы по окончании сбора заявок в реестр соберём Совет по национальной сувенирной продукции, куда приглашаем сенаторов во главе с главой Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаидой Драгункиной», — сообщил Журавский.

Он напомнил, что в стране успешно проходят выставки российских брендов, как, например, недавно завершившаяся «Ладья» — крупнейшая в стране, представляющая российское народное искусство.

«Нам главное, чтобы мы тут не просто посидели и разошлись, важно не заболтать эту тему, а разработать «дорожную карту» действий для поддержки российских национальных брендов», — резюмировала Валентина Матвиенко.


Уже зарегистрированные региональные бренды*:

 

  • оренбургский пуховый платок (Оренбургская область);
  • тульский пряник (Тульская область);
  • тульский самовар (Тульская область);
  • якутские бриллианты (Республика Саха (Якутия);
  • крымские вина (Республика Крым);
  • нижегородская хохлома (Нижегородская область);
  • уральские самоцветы (Свердловская область);
  • вологодское масло (Вологодская область).

Перспективные для регистрации бренды*:

  • палехская шкатулка (Владимирская область);
  • дымковская игрушка (Кировская область);
  • кубачинское серебро (Республика Дагестан);
  • дятьковкий хрусталь (Брянская область);
  • городецкая городская вышика (Нижегородская область);
  • торжокские золото швеи (Тверская область);
  • камчатский краб (Камчатский край);
  • русская икра (Российская Федерация).

* По данным Роспатента.