В регионах растут доходы и сокращаются долги
Бюджеты субъектов Федерации получат дополнительное финансирование
Антон Силуанов на заседании Совфеда 8 ноября.Фото: ПГ / Юрий Инякин
Обсуждать, куда направить дополнительные доходы государственной казны, всегда приятно. Это подтвердило и заседание Совета Федерации, на котором были одобрены поправки в федеральный бюджет 2017 года. Теперь российские регионы получат дополнительную финансовую поддержку.
Нефть помогла
Министр финансов России Антон Силуанов в коротком выступлении охарактеризовал уже известные стратегические параметры федерального бюджета, которые оказались гораздо лучше запланированных. Причина — благоприятная конъюнктура сырьевых цен, средние котировки которых оказались выше прогнозных на 10—15 долларов за баррель. Это позволило получить бюджету дополнительных доходов на 41,5 миллиарда рублей и увеличить расходную часть на 125,7 миллиарда рублей, притом что размер дефицита бюджета составил всего 2,2 процента, сократившись за год почти вдвое.
Куда пойдут дополнительные доходы? В резервный фонд Правительства — 7,145 миллиарда рублей, в сельское хозяйство — 20 миллиардов рублей, в промышленность — 16 миллиардов. Не забыты и регионы — по словам Силуанова, на помощь субъектам Федерации через Трёхстороннюю комиссию будет ассигновано 16 миллиардов рублей.
Однако отношения федерального Центра и российских регионов не сводятся только к прямому разовому финансированию, которое может решить сиюминутные проблемы, но не способно решить проблемы системно. Между тем новшества, впервые использованные в бюджете-2017, как подчеркнула Татьяна Голикова, руководитель Счётной палаты РФ, принесли беспрецедентные результаты: впервые за 13 лет достигнута бюджетная сбалансированность благодаря государственным кредитам по льготной процентной ставке. Это создаёт надежную основу для того, чтобы большинство регионов выполнили свои социальные обязательства в 2018 году, притом что за 10 месяцев в консолидированном бюджете расходы превысили доходы на 754 миллиарда рублей, а количество дотационных регионов сократилось на 10 единиц.
Разумеется, сыграли свою роль и договоры между регионами и Центром, согласно которым дополнительные доходы от расширения налогооблагаемой базы остаются в распоряжении местных властей при условии, если будут выполнены и другие обязательства, которые взяли на себя органы власти субъектов Федерации. Трудно прогнозировать, но если эта тенденция сохранится, то в 2018 году долговая удавка регионов может окончательно ослабнуть, учитывая, что инициированная Президентом России реструктуризация долгов по кредитам может высвободить дополнительно ещё около 400 миллиардов рублей на нужды республик, краёв и областей.
Кто заплатит за лечение
Словом, бюджет 2017 года в конце года выглядит гораздо лучше, чем в начале. Однако по-прежнему на региональном уровне остаются весьма острые проблемы, о которых упомянула Татьяна Голикова. Прежде всего это касается крайне негативной ситуации, когда так называемые самозанятые из теневого сектора экономики не перечисляют средства в социальные фонды, в полной мере пользуясь их услугами, в частности правом на бесплатное лечение. Председатель Счётной палаты привела такие данные: расходы на здравоохранение в 82 регионах уменьшились в целом на 42 процента, в том числе в 20 субъектах — в два раза. Разумеется, это отнюдь не помогает решить стратегическую задачу — выйти за пределы «демографического креста», который по-прежнему ограничивает развитие экономики.
В будущем году, как следует из выступления Татьяны Голиковой, может обостриться и проблема задолженности муниципальных бюджетов: если на уровне регионов сбалансированность доходов и расходов достаточно стабильна, то долг местных бюджетов в 350 миллиардов постоянно растёт. Так что теперь уже властям субъектов Федерации необходимо формировать политику, чтобы вытаскивать муниципалитеты из долговой ямы.
Ещё одна проблема — в 71 регионе зафиксировано падение поступлений от подакцизных товаров на восемь процентов. Почему? Да, возможно, это следствие того, что люди стали получать меньше доходов. Но есть и ещё один фактор: серый импорт табака и алкоголя с территорий стран-партнёров по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Совет Федерации в целом и Комитет палаты по бюджету и финансовым рынкам в частности не первый год заняты решением этой проблемы, которая в итоге осложняет финансовую ситуацию и так в не очень прибыльных регионах.
Третьей смены не будет
Впрочем, сенаторы, оценив концептуально поправки в федеральный бюджет, затрагивали и вполне конкретные и важные для регионов темы. К примеру, строительство новых школ. Тема эта обсуждается уже в ходе двух последних сессий и достаточно известна: ситуация, когда во многих городах и сёлах дети вынуждены учиться в три смены, нетерпима в XXI веке. Константин Косачев, представляющий Марий Эл, поинтересовался, насколько в Минфине понимают проблему. Ответ министра финансов был таков: помимо 25 миллиардов на строительство новых школ дополнительно выделено 4,7 миллиарда республикам Северного Кавказа, где крайне невысока обеспеченность школьников учебными местами.
А Антон Беляков поинтересовался у Татьяны Голиковой, по какой причине из года в год повторяется одна и та же ситуация: в начале года Минфин пессимистично занижает доходы, в конце — оптимистично заявляет о дополнительных поступлениях. Сенатор назвал два варианта объяснения таким метаморфозам — либо министры непрофессиональны, либо сознательно оставляют себе свободу манёвра. Голикова выбрала третий вариант — бюджет формируется последние три года в сложных условиях, а в компетенции Правительства оценивать эффективность работы тех или иных ведомств, что, впрочем, не исключает самого жёсткого парламентского контроля.
А то, что этот контроль действенен и эффективен, подтвердил вопрос Валентины Матвиенко, председателя Совета Федерации, адресованный Антону Силуанову, по поводу намерения Минфина оставить в 2018 году льготу на налог по движимому имуществу. 160 миллиардов рублей выпадают из доходов консолидированного бюджета вследствие действия этой льготы, против которой официально протестует большинство субъектов Федерации. Министр вынужден был обещать, что ко второму чтению проанализирует, насколько эффективна эта льгота, и сделает соответствующие выводы — мнение палаты регионов будет учтено.
Ещё материалы: Константин Косачев, Антон Беляков, Валентина Матвиенко