Все о пенсиях в России

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

В парламенте назревает спор о запрете англицизмов в рекламе

Законопроект о правилах написания рекламных текстов планируют обсудить с профессиональным сообществом

16.01.2023 08:00

Автор: Мария Соколова

Законопроект: № 247436-8

В парламенте назревает спор о запрете англицизмов в рекламе
  © unsplash.com

В России при создании рекламных роликов предложили использовать только кириллицу, сделав исключение лишь для зарегистрированных брендов и фирменных наименований. Такой законопроект, внесенный сенаторами, Госдума планирует рассмотреть в первом чтении в весеннюю сессию. Парламентарии отметили, что сейчас в рекламе преобладают иноязычные элементы и шрифты, что искажает русские слова и культурный код нации. В Комитете Госдумы по экономической политике инициатива вызвала споры. Одни депутаты поддержали документ, другие полагают, что отсутствие латиницы или иероглифов на товарах может негативно отразиться на развитии предпринимательства.

Кириллицу хотят защищать

Законопроект разработан сенаторами Ольгой Ковитиди и Сергеем Цековым. Они считают, что, согласно Закону «О государственном языке», в рекламе следует использовать русский язык. Но сейчас в роликах преобладают иноязычные элементы. Часто русские названия полностью или частично передают латиницей, при этом искажая графический и фонетический облик слова.

Поэтому сенаторы предложили закрепить законом, что в рекламных роликах можно использовать только кириллицу, а исключение сделать только для фирменных наименований и товарных знаков, прошедших государственную регистрацию. «Для чего писать латинскими буквами то, что можно написать по-русски? — задался вопросом член Комитета Совфеда по международным делам Сергей Цеков. — Это проявление неуважения к русскому языку».     

Через текст, в том числе рекламный, человек осознает, к какой культуре он относится, шрифт является «стержнем» культурного кода, сказано в пояснении к проекту. При этом реклама не только влияет на потребительское поведение, но и оказывает культурное воздействие, особенно на детей и молодежь. Замена кириллицы латиницей способствует искажению разговорной речи и снижению грамотности, считают сенаторы.

«Кириллическая письменность — это основа нашего культурного кода, которая дает возможность сохранить самобытность в условиях активного продвижения мировой массовой культуры», — сказала «Парламентской газете» член Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди. По ее словам, защита кириллицы важна для сохранения целостности российского государства — родной алфавит играет объединяющую роль в обществе.

Ольга Ковитиди © Юрий Инякин/ПГ

Мнения разделились

Законопроект поступил на рассмотрение в Комитет Госдумы по экономической политике. Как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе комитета, срок предоставления отзывов, предложений и замечаний к нему — до 31 января. Затем документ планируют рассмотреть на заседании комитета, где решат, рекомендовать его к принятию в первом чтении или нет. Инициативу уже обсудили с представителями рекламного рынка, и те попросили, например, разрешить указывать в рекламе названия сайтов и аккаунтов на латинице. Как выяснила «Парламентская газета», запланирована еще одна встреча с рекламщиками.

Среди депутатов законопроект вызвал споры, сообщил 12 января в своем Telegram-канале глава Комитета по экономической политике Максим Топилин. «Одни коллеги абсолютно согласны с такой позицией, другие считают, что отсутствие тех же иероглифов или латиницы на сувенирах или других товарах, отражающих культурный аспект той или иной страны, может негативно отразиться на развитии ряда направлений предпринимательства», — отметил Топилин. Он устроил в Telegram опрос об инициативе. Три четверти ответивших считают, что проект следует доработать.

Идея сенаторов заслуживает обсуждения, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов. Он одобряет любые инициативы, защищающие русский язык, и выступает против употребления англицизмов, если есть их русские аналоги. «Я всецело поддерживаю стремление к тому, чтобы избавить нас от излишнего использования англицизмов, которые появились в нашей стране в последние десятилетия, — отметил Шолохов. — И безусловно, нет никакого смысла писать русские слова латиницей».

Чиновникам придется обойтись без иностранных слов

За границей свои правила

Запрет иностранных алфавитов в рекламе может помешать продвижению российской продукции, идущей на экспорт, полагает председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. «Если это наш российский товар, имеющий большой экспортный потенциал, прямой запрет на использование латиницы и других алфавитов в рекламе не всегда может привести к позитивному результату», — отметил депутат в комментарии «Парламентской газете». По его словам, следует изучить концепцию законопроекта и учесть все нюансы.   

Сергей Цеков ответил на этот аргумент, что в законопроекте речь идет только о рекламе на территории России, а за границей производители могут писать рекламные объявления на каком угодно языке.

Предложенные сенаторами нормы избыточны, уверен заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ, профессор Владимир Евстафьев: в законодательстве уже есть правило об обязательном использовании русского языка в рекламе. Еще один вопрос — кто будет проверять корректное использование иностранных шрифтов. Федеральная антимонопольная служба и так отслеживает содержание и правильное размещение рекламы, ее соответствие законодательству. «Неужели ФАС придется организовать еще и дополнительный отдел знатоков русского языка? Считаю, что предложенные нормы не нужны. Лучше давайте сделаем так, чтобы работал закон о государственном языке», — сказал Евстафьев.