В Минтрансе разъяснили, как региональная трасса может стать федеральной
Среди критериев: связь с Москвой и подъезд к морским портам и аэропортам
Дороги в России являются зоной ответственности Росавтодора, если речь о федеральных трассах, регионов, когда говорим о региональных и межмуниципальных автострадах, и местных властей в случае дорог местного значения. При этом дорожное хозяйство относится к отраслям, где денег много не бывает. Особенно тяжело содержать автострады регионам и муниципалитетам. Поэтому они при первой возможности стараются отдать «свои», особенно убитые дороги, в федеральную собственность. В Минтрансе решили, что таких обращений стало слишком много, и разработали законопроект, предусматривающий четкие критерии отнесения дорог к федеральным. Документ размещен на портале проектов нормативно-правовых актов. «Парламентская газета» изучила его и выяснила, у каких трасс есть шанс перейти в статус федеральных и станет ли обязательным присвоение дорогам имен.
Разница в ширине, скорости и покрытии
По официальной классификации в России существует четыре вида дорог: федеральные, региональные, местного значения, частные.
Главные — федеральные. Финансируют их из федерального бюджета. Они соединяют Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами, включены в перечень международных автодорог. Также федеральными могут признать дороги, соединяющие между собой административные центры субъектов, крупные транспортные узлы, служащие подъездными путями к столицам регионов, у которых нет автодорог, соединяющих их с Москвой.
Таких дорог в стране 129, протяженностью 66,2 тысячи километров, включая 61 тысячу километров Росавтодора.
Региональные дороги — забота субъектов, местного значения — муниципалитетов, частные — их владельцев.
Сейчас в России 1,58 миллиона километров автодорог, из них две трети — местного значения, по данным Минтранса.
Что касается категорий дорог, их пять в зависимости от количества полос и их ширины, типа покрытия, наличия разделительных полос, особенностей доступа, расчетной скорости и интенсивности движения. Чем выше категория, тем лучше пропускная способность. Если, например, дорога первой категории может пропустить свыше семи тысяч автомобилей в сутки, то пятой, а это обычная однополосная дорога с покрытием из щебня или гравия, — не больше 100.
Деньги и критерии
«Федеральные дороги, бесспорно, лучше содержат в сравнении с муниципальными», — сказал «Парламентской газете» глава администрации Вязниковского района Владимирской области Игорь Зинин. Этим и объясняется желание губернаторов и глав районов отдавать дороги на федеральный уровень: денег там больше, а людям в регионах не важно, чья дорога, лишь бы она была хорошей.
Кстати, содержание одного километра федеральных дорог в прошлом году обходилось бюджету в 1,3 миллиона рублей, региональных — 489 тысяч рублей, муниципальных — 252 тысячи, согласно докладу Минтранса.
Но федеральный бюджет тоже не резиновый. И если Зинин признает, что шансы передать трассу ниже первой или второй категории на баланс Росавтодора невелики, то часть его коллег все-таки пытается сломать систему и избавиться от своих убитых дорог. Этому законопроект и ставит заслон.
«Отсутствие конкретных критериев создает возможность широкой трактовки норм, влекущей значительное количество обращений субъектов с предложением передачи автодорог в федеральную собственность», — пояснили «Парламентской газете» в Минтрансе.
В законопроекте министерство перечисляет критерии федеральных дорог: обеспечение связи Москвы со столицами сопредельных государств, административными центрами субъектов; наличие автодорог в международных перечнях; обеспечение связи между административными центрами субъектов; обеспечение подъезда от федеральных трасс к морским портам, международным аэропортам, спецобъектам федерального значения; обеспечение подъезда от административных центров, не имеющих связи по федеральным дорогам с Москвой, к морским портам и аэропортам.
При этом желающим передать дороги на федеральный баланс стоит учитывать, что она должна соответствовать одному из перечисленных критериев; быть первой, второй или третьей категории, кроме объектов в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера; не иметь дублера, исключая платные участки. Еще одно условие касается денег: предусмотрено их финансирование в федеральном бюджете или нет.
Без «Хачапури» и «Чак-Чака»
В Минтрансе опровергли обязательность присвоения всем автодорогам уникальных наименований, якобы предусмотренную законопроектом.
«Уполномоченные органы власти и владельцы частных автодорог имеют право на присвоение им имен собственных по своему усмотрению, и указанный порядок законопроектом не меняется», — пояснили в министерстве.
Хотя идея обязательных уникальных названий дорог вместо буквенно-цифровых обозначений многим нравится как удобный ориентир. Тем более у части автострад они уже есть. Например, участок трассы М-7 во Владимирской области жители региона называют «Пекинкой».
«Сегодняшние названия дорог годятся только для официальных документов. Пользоваться ими в бытовых ситуациях трудно. В обычной жизни должно быть все удобно и понятно. Если названия из местных топонимов, то запоминать будет легко. Хотя слишком усердствовать тут не нужно», — сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин.
Риск переусердствовать действительно есть. Когда Росавтодор несколько лет назад объявил конкурс на лучшее название трассы М-12, народ среди прочего предлагал «Сабантуй», «Хачапури», «Чак-Чак» и «Иван Грозный». Но в итоге трасса стала «Востоком».
Что касается буквенных индексов дорог, то они тоже неплохой ориентир. М — дорога соединяет крупные города с Москвой, Р — у дороги региональный статус, А — трасса ведет к крупным транспортным узлам, Е — это путь до Европы.
Четыре часа на все
Но как бы ни была хороша дорога, летом ее надо убирать, проливать, ремонтировать и восстанавливать разметку, а зимой — чистить от снега и льда. Росавтодор, регионы, муниципалитеты, частники и здесь отвечают каждый за свои участки.
При этом снег зимой, каким бы сильным ни был снегопад, по нормативам должен быть убран за четырех-шесть часов, пояснили «Парламентской газете» в Росавтодоре. Чем выше категория трассы, тем быстрее.
За свои подотчетные 61 тысячу километров Росавтодор спокоен, уверяя, что по состоянию на 1 декабря к зиме у них готово 100 процентов техники, пескобаз, противоголедных материалов, теплых помещений для рабочих, а также метеостанции в регионах, помогающие узнавать о погодных сюрпризах как можно раньше и проводить превентивную обработку проезжей части противогололедными материалами, якобы безопасными для экологии.
Читайте также:
Ещё материалы: Олег Гарин