В Минэнерго объяснили, почему стоимость бензина не снижается вслед за нефтью
Фото: Тимур Ханов / ПГ
Цены на бензин не снижаются вместе со стоимостью нефти из-за изменения курса рубля, работы демпфирующего механизма и рыночного фактора, заявил замминистра энергетики Павел Сорокин в интервью «Комсомольской правде».
«Первый фактор: бензин в России продается в рублях. При этом обычно было так, что подорожание нефти приводит к укреплению рубля, и наоборот. Поэтому при изменении цены нефти на мировых рынках ее стоимость в рублях обычно меняется не сильно — как правило, она находится в диапазоне от 3 000 до 3 500 рублей за бочку», — объяснил Сорокин.
По его словам, в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился. Поэтому нефть стоила больше 5 тысяч рублей за бочку.
Вторым фактором замминистра назвал плавные темпы подорожания бензина. Удерживать его стоимость на АЗС на относительно стабильных значениях помогает демпфирующий механизм, (механизм обратного акциза), действующий в России с 1 января 2019 года.
Если на внутреннем рынке цены снижаются, государство возвращает нефтяникам часть упущенной прибыли от экспорта и стимулирует их продавать горючее в России, а если внутренний рынок становится премиальным, нефтяники доплачивают государству. Индикативные цены в демпфере индексируются на 5% ежегодно до 2024 года включительно.
Еще одной причиной является тот факт, что бизнес неохотно идет на снижение розничных цен, заключил Сорокин. Поэтому и до начала работы демпфера даже при падении цен на нефть бензин сильно не дешевел.
По его словам, в нынешней рыночной ситуации правительство не может обязать нефтяные компании снизить цену на бензин и дизельное топливо. Подобное требование может привести к убыткам для нефтяных компаний и закрытию НПЗ, а потом и к дефициту на рынке.
Ранее Росстат сообщил, что средние потребительские цены на бензин в России в январе выросли на 1% по сравнению с декабрем 2020 года. При этом производители бензина подняли оптовые цены на 8,5%.