В Госдуме решили объявить войну алкомаркетам
Законодатели предлагают ограничить количество точек продажи спиртного
Купить алкоголь в России стало слишком просто — количество алкомаркетов растет как на дрожжах. И многие из них работают на первых этажах жилых домов в спальных районах, что вызывает жалобы жителей, недовольных соседством с колоритными и порой агрессивными клиентами «наливаек». Член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев в интервью «Парламентской газете» рассказал, почему нужно как можно быстрее ввести лимит на количество таких торговых точек с расчетом на душу населения и полностью отказаться от идеи разрешить онлайн-торговлю спиртным, невзирая на противодействие алкогольного лобби.
- Бийсултан Султанбиевич, на слушаниях в Общественной палате обсуждали дополнения в антиалкогольную концепцию Правительства до 2030 года. Вы уже обращались в министерства со своими предложениями?
- Сначала мы соберем все предложения, оформим их должным образом — и уже дальше будем думать по письмам в министерства.
- Но конкретные идеи уже есть?
- Конечно. Людей беспокоит обилие алкомаркетов в жилых многоквартирных домах. Необходимо сокращать количество такого рода торговых точек. Тем более их маркетинговые ухищрения — все равно что конфетка от педофила. Они сладости делают дешевле, чем в любом другом магазине в округе, и это в том числе притягивает туда подростков. Так что я считаю, что законодательство должно более качественно регулировать количество подобных заведений в спальных районах.
Правильный шаг мы уже сделали — передали регионам полномочия сокращать время продажи алкоголя в этих так называемых «наливайках». Надо еще концентрацию этих заведений определить. Чтобы это не было на усмотрение бизнеса, потому что мы получим модель, где владельцы этих «наливаек», которых будет все больше, просто станут в два раза богаче. За этим последует рост заболеваний и смертности среди наших граждан. Поймите, это не война индустрии. Но регуляторная норма государства должна быть выстроена так, чтобы мы четко понимали: если это спальный район, то там больше трех заведений такого рода открывать нельзя. А сейчас их может быть 33 — и никаких проблем.
- Но районы бывают разные.
- Я имею в виду район по количеству жителей. Пятиэтажка и двадцатиэтажка — конечно, это разная концентрация людей. Здесь нужно определить здравый минимум. Или строгий максимум. Чтобы алкомаркетов там не было больше определенного количества. Мы же, когда строим дома, предусматриваем инфраструктурные нормативы? Например, на четыре дома должны быть детская и спортивная площадки. Это хорошо. Но с плохими историями таких нормативов нет. И пока нет регуляторной нормы для них. Даже если на первом этаже многоэтажки 90 процентов торговых площадей займут алкомаркеты, нарушений нет, кроме нарушений моральных норм. И ограничений нет! Кроме конкуренции.
- То есть ориентир — на количество жителей района?
- Конечно. По моему мнению, на пять домов один маленький алкомаркет — это нормально. А сейчас на пять домов их сконцентрировано около шести. Но расчеты мы еще будем уточнять. Поверьте мне, это вопрос жесточайшей дискуссии с союзами и объединениями алкогольной индустрии. Будут еще вибрации в этом формате, но к этому нужно философски относиться. Мы поднимаем тему, которая касается многомиллиардных заработков отдельных личностей. И они просто так их терять не хотят. Понятная история. Но определяющим в этом вопросе должно быть не их мнение, а мнения социального, медицинского блоков, правоохранительных структур.
- Как регионы реагируют на право дополнительно ограничивать время продажи алкоголя?
- По-разному. Есть такие, кто просто отмалчивается и никак не реагирует. Есть те, кто однозначно говорит, что все правильно, что нельзя оставлять ситуацию так, как есть, потому что они сталкиваются с лавинообразной социальной бедой, с негативной криминогенной статистикой.
- Чем вам не по душе идея с онлайн-торговлей алкоголем?
- Моя принципиальная позиция — онлайн торговать спиртным категорически нельзя. Не потому, что я «не хочу, и все». А потому, что у нас в офлайне проблема — суррогат. Начиная с истории с «Мистером сидром». А онлайн-продажи просто откатят нас на 10 лет назад.
- Но и запреты могут привести к всплеску самогоноварения.
- Самогоноварение в личных целях разрешено. Продавать нельзя. И я не сторонник охоты на ведьм. Если кто-то производит для себя — что называется, флаг в руки, барабан на шею. У меня есть знакомые, которые этим «недугом» страдают, так бы я это назвал. Но повторю: если для себя, то можно. А на продажу — незаконно, и надо пресекать по всей строгости. Кстати, зона ответственности здесь четко определена. И наказание предусмотрено не мягкое. Что касается онлайн-продаж, для нас это непозволительная роскошь, из-за которой мы потеряем еще больше трудовой части общества. Основной удар будет по молодежи. Зачем? Мы в офлайне еще порядок не навели, а лезем туда, где нам будет больно. И кто возьмет на себя ответственность за это? Разве выйдут какие-то министры и скажут: мы за онлайн-продажу алкоголя, назовите закон нашими именами, а если статистика смертности, криминогенной динамики пойдет вверх, то мы понесем персональную ответственность, вплоть до уголовной? Так не происходит!
- А что это за проект «Трезвые села»?
- Жители в муниципальном образовании проводят сход и решают, что на их территории продажа алкоголя им не нужна. Они сами это решают! Но проблема в том, что алкомаркет там все равно может открыться. Государственные регуляторные нормы не запрещают. Но это же неправильно! Государство такие образования в первую очередь должно системно поддерживать и поощрять! Большая работа в этом смысле уже ведется в Башкирии, в Удмуртии. В Татарстане есть, в Ульяновской области немножко. В Якутии есть такая практика, на Кавказе много трезвых сел. Но это сами люди, повторю. Не администрации.
- Их надо поддерживать, потому что лечить людей государству потом дороже выйдет, чем удастся заработать на акцизах?
- Производитель продал алкоголь, заплатил налоги и акциз, а вот дальше нагрузка идет на государство, которое лечит связанные с алкоголизмом заболевания и теряет трудоспособное население. Это нагрузка на экономику. Подрыв ее! Добавим еще бытовые конфликты, аборты, разводы, поножовщину, социальных сирот при живых родителях-алкоголиках. И это все вместе показывает, что любой пьяный рубль с алкогольной индустрии дает социальный урон гораздо больше, чем мы на нем зарабатываем. Более того: даже если мы полностью монополизируем всю алкогольную индустрию и вообще все будем забирать в бюджет, даже тогда по нулям не выйдем.
Кстати
В прошлом году в России на душу населения продали рекордный объем крепкого алкоголя — 7,2 литра, из них две трети — водка, и не менее рекордные 53,3 литра пива и пивных напитков.
Читайте также:
• Бороться с «наливайками» будут по единым стандартам • Регионы смогут ограничить работу «наливаек»
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Бийсултан Хамзаев