В Госдуме рассказали, что делать заемщикам после отказа в кредитных каникулах
Предприниматели и россияне, на треть потерявшие в доходах, получили право до 30 сентября 2022 года оформить в банках полугодовую отсрочку платежей. Однако уйти на кредитные каникулы могут далеко не все желающие. В Центробанк уже начали поступать жалобы на отказы физическим и юридическим лицам. В Госдуме рекомендуют таким заемщикам обращаться за поддержкой в Банк России, в исключительных случаях — в суд.
Сегодня заемщики-физлица могут обратиться за отсрочкой, если кредит был оформлен до 1 марта и не превышает определенную сумму. По условиям программы они имеют право обратиться за кредитными каникулами при условии, если их доход упал на 30 процентов по сравнению со средним доходом в предыдущем году. При этом максимальный размер потребительских займов, дающий право просить отсрочку, для физлиц составит 300 тысяч рублей, для ИП — 350 тысяч, по кредитным картам — 100 тысяч и по автокредитам — 700 тысяч рублей.
Ипотечные каникулы можно оформить, если сумма жилищного кредита не превышает 6 миллионов рублей в Москве, 4 миллионов рублей в Московской области, Санкт-Петербурге, Дальневосточном федеральном округе и не выше 3 миллионов рублей в остальных регионах.
Кроме того, правительство 11 марта распространило право на кредитные каникулы и на предприятия малого и среднего бизнеса. Согласно документу, льготный период до 6 месяцев распространяется на все займы, оформленные до 1 марта 2022 года компаниями в сфере общепита, туризма и некоторых других.
Однако уже сейчас люди жалуются на трудности с получением кредитных каникул, сообщил «Коммерсант». Добиться их предоставления удалось меньшинству обратившихся за льготой. По данным издания, в ЦБ тоже поступают жалобы заемщиков, в том числе и от юрлиц. Омбудсмен в сфере МСБ Анастасия Татулова получила уже около двухсот таких жалоб, сообщил информационно-аналитический портал «Банки сегодня».
По данным регулятора, отказать в отсрочке платежей банк может, только если при проверке выяснится, что условия для льготного периода не соблюдаются. Но если заемщик столкнулся с препятствиями со стороны банка в предоставлении кредитных каникул, ему необходимо обратиться в приемную ЦБ, приложив подтверждающие ситуацию документы.
В прошлом году Госдума приняла закон, обязывающий информировать заемщика не только о факте отказа в предоставлении льготного периода, но и о причинах. Как ранее поясняла автор инициативы депутат Госдумы Наталья Костенко, банк обязан аргументировать свое решение в письменной форме. Отсутствие обоснования причин отказа в изменении условий кредитного договора позволяет заемщику обжаловать решение в досудебном либо судебном порядке.
Полный текст статьи читайте здесь.