В Госдуме предлагают ввести единые для авиакомпаний требования к ручной клади
В Федеральных авиационных правилах могут прописать конкретные размеры багажа, который разрешено бесплатно провозить в салоне самолёта
Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев
Российские авиакомпании по действующим правилам вправе самостоятельно устанавливать требования к габаритам ручной клади. Вводимые ограничения порой меняются так часто и являются настолько некомфортными для пассажиров, что в ситуацию порой вынужден вмешиваться Ространснадзор. Чтобы впредь избежать споров, в Федеральных авиационных правилах необходимо указать конкретные размеры ручной клади. С такой инициативой выступил член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Максим Сураев. Об этом депутат рассказал «Парламентской газете».
Пакетики останутся в прошлом
Согласно 133 пункту Федеральных авиационных правил (ФАП), пассажиру гарантировано право провоза в самолёте ручной клади без дополнительной платы. Однако напрямую в документе нормы багажа, который можно взять в салон, не прописаны. Их должны устанавливать сами перевозчики, при этом руководствуясь тем, что минимальный вес бесплатной ручной клади не может быть меньше пяти килограммов.
Сейчас практически у всех крупных авиакомпаний этот лимит выше — 10 килограммов. А вот требования к габаритам дорожных сумок и портфелей разнятся и зачастую пересматриваются не в пользу пассажиров. К примеру, лоукостер «Победа» последовательно шёл по пути уменьшения нормы. Дошло до того, что компания запретила провозить в салоне женские рюкзачки, однако тогда в ситуацию вмешались Ространснадзор и суд.
«Вчера у них были одни правила, сегодня габариты стали такие, а завтра опять изменятся, — возмутился Максим Сураев. — Пассажир не может постоянно следить за всеми изменениями. Сейчас люди вынуждены приходить в аэропорт с полиэтиленовым пакетиком, из которого в случае чего можно быстро переложить лишнее в багаж. Такого быть не должно».
По словам парламентария, тема ручной клади уже полгода постоянно будоражит общественное мнение. И если авиационные компании не могут договориться и продолжают издеваться над людьми, то тогда в ситуацию должны вмешаться депутаты.
«Сначала мы обратимся в Росавицию, — рассказал Максим Сураев. — Если регулятор сможет своими силами навести порядок в этом вопросе, то это один вариант решения проблемы. Если мы не найдём поддержки и понимания, то будем вносить поправки в ФАП: надо помимо веса прописать размеры, габариты багажа, который пассажиру можно с собой брать на борт».
Должна быть унификация, чтобы россиянин в любой точке страны понимал, что он может пронести на борт, а что нет.
Предполагается, что требования к габаритам будут варьироваться в зависимости от типа воздушного судна. Для самолётов малого размера могут действовать одни нормы, для трансконтинентальных лайнеров другие. Но это должны быть чёткие и понятные правила, которые не меняются каждый день, считает депутат.«Должна быть унификация, чтобы россиянин в любой точке страны понимал, что он может пронести на борт, а что нет. Самое главное — это удобство пассажиров», — подчеркнул он.
Прокрустово ложе для чемодана
В феврале компания «Аэрофлот» дважды изменила правила провоза пассажирами багажа в салоне самолёта. О первых нововведениях стало известно 9 февраля. На сайте перевозчика сообщалось, что с 15 февраля разрешённый размер ручной клади будет ограничен 55х40х20 сантиметрами.
Однако под давлением общественных организаций компания была вынуждена пересмотреть своё решение. Накануне стало известно, что допустимая высота ручной клади будет увеличена на пять сантиметров — с 20 до 25. Максимально возможное значение длины и ширины останется неизменным. На уступки перевозчику пришлось пойти, поскольку большинство небольших чемоданов имеют высоту 23-24 сантиметра и не укладывались в установленные компанией нормы. Это вызвало справедливое недовольство клиентов.
Теперь новые калибраторы — металлические ящики для быстрого измерения ручной клади — у «Аэрофлота» станут чуть просторнее. Однако существенного облегчения россиянам это не принесёт, уверен зампред Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Всё потому, что «прокрустовы рамки» для ручной клади у других авиакомпаний, например у S7 Airlines и «ЮТэйр», равны «несправедливым» 55х40х20. А лоукостера «Победа» разрешённые габариты ещё меньше - 36х30х27 см.
«Грубо говоря, при пересадке с «Аэрофлота» на рейс другой компании дорожную сумку придётся сдать в багаж или доплатить за неё до двух тысяч рублей», — пояснил эксперт.
Более того, отсутствие единого стандарта для ручной клади может сыграть злую шутку даже при перелёте одной и той же авиакомпанией. Измерители, изготовленные в разных регионах, могут отличаться по размерам, пояснил Илья Зотов. К примеру, один и тот же чемоданчик может пройти контроль, скажем, в Москве и не поместиться в ограничительную рамку в Тюмени, так как «ящик» сварен из железных дуг, которые толще на два сантиметра.
«Думаю, в России на внутренних рейсах можно было бы установить базовые размеры ручной клади для всех авиакомпаний», — отметил эксперт.
Грубо говоря, при пересадке с «Аэрофлота» на рейс другой компании дорожную сумку придётся сдать в багаж или доплатить за неё до двух тысяч рублей.
Этот вопрос для россиян не менее важен и потому, что 5 ноября 2017 года в силу вступили новые правила провоза багажа и ручной клади в самолётах. Теперь авиакомпании могут предложить пассажирам недорогие билеты по невозвратным тарифам. Такие проездные документы не предполагают бесплатный провоз багажа, однако в стоимость билета включён провоз ручной клади. В дополнение в самолёт можно взять с собой рюкзак, дамскую сумку, верхнюю одежду, детское питание, костюм в портпледе, детскую люльку или коляску, костыли, трости, лекарства и товары, купленные в магазинах duty free.По мнению законодателей, изменения должны положительно повлиять на стоимость билетов. Однако чего будут стоить их усилия, если авиакомпании, продав невозвратный билет подешевле, смогут нажиться на несправедливом требовании к провозу ручной клади.