Депутат потребовал доказать эффективность демпфера на топливном рынке
Фото: / ПГ
Первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов запросил у министра финансов Антона Силуанова и главы Минэнерго Николая Шульгинова данные, подтверждающие эффективность демпфера на бензин. Об этом в понедельник пишут «Известия».
По данным издания, в запросе упоминаются заявления от госструктур и бизнесменов, свидетельствующих, что демпфер не помог стабилизировать ситуацию на топливном рынке. С начала года цены на бензин растут, а в ряде регионов оптовая стоимость уже превысила розничную, и автозаправкам грозит банкротство.
Так, депутат запросил данные, подтверждающие рост объёмов продукции переработки в отрасли, количественную оценку вклада демпфера в стабилизацию цен и ряд других данных.
Читайте также:
• Эксперт оценил заявление Минэнерго о «справедливой» цене бензина • В ФАС не видят предпосылок для сильного роста цены на топливо • Правительство планирует выровнять цены на бензин в оптовом звене
Если данные, полученные от министерств, подтвердят неэффективность демпфера, Госдума может инициировать его отмену и замену более действенным механизмом сдерживания цен, сообщили в парламенте. Также депутаты отмечают, что на корректировку демпфера или разработку нового инструмента потребуется время, в течение которого топливо будет дорожать, поэтому действовать необходимо уже сейчас.
Демпфирующий механизм ограждает розничные цены на бензин от резких колебаний с 2019 года. Так, если на внутреннем рынке цены снижаются, государство возвращает нефтяникам часть упущенной прибыли от экспорта и стимулирует их продавать горючее в России, а если внутренний рынок становится премиальным, нефтяники доплачивают государству.
Ранее сообщалось, что в Федеральной антимонопольной службе рост цен на топливо связывают с целым рядом факторов, среди которых как рыночные, так и стихийные. По мнению ведомства, стоимость бензина в 2021 году выросла на фоне повышения экспортных цен, росте спроса на нефтепродукты, низкими температурами воздуха и ограничением нефтедобычи в рамках ОПЕК+.
А Минэнерго, в свою очередь, предоставило расчёты, демонстрирующие уровень цен в топливной рознице при отсутствии демпфирующего механизма. Так, если бы демпфер не действовал, бензин Аи-92 мог бы стоить на 5,2 рубля дороже.
По данным Росстата, с начала года цены на бензин в России выросли на 3,2%, на дизельное топливо — на 0,1%. В среднем литр бензина на прошлой неделе стоил 47,65 рубля, литр дизельного топлива — 49,49 рубля.
В январе Минэнерго и ФАС договорились с нефтяными компаниями о стабилизации цен на розничном рынке. Среди таких мер — увеличение производства, увеличение запасов, увеличение объёмов продаж на бирже.