В Госдуме обсудят безопасность «суперджетов»
Экспертный совет по авиационной промышленности проведёт внеочередное заседание, посвящённое вопросу безопасности перевозок
За последнюю неделю после катастрофы в Шереметьеве отменены десятки авиарейсов, выполняемых самолётами Sukhoi Superjet 100. Депутаты считают эти действия перестраховкой со стороны авиакомпаний.
О том, стоит ли выводить SSJ-100 из эксплуатации и кому может быть выгодно распространение тревожных домыслов о безопасности этих воздушных судов, «Парламентской газете» рассказал руководитель Экспертного совета Госдумы по авиационной промышленности, первый замглавы думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.
- Владимир Владимирович, сегодня стало известно, что очередной «Суперджет» не добрался до пункта назначения — рейс из Москвы в Самару был прерван на полпути и вернулся обратно. Аналогичные инциденты зафиксированы и в предыдущие дни. Как вы считаете, с чем связаны повышенные меры безопасности? Можно ли говорить о неудовлетворительном техническом состоянии «Суперджетов»?
- Я думаю, что вряд ли можно говорить о неудовлетворительном состоянии «Суперджетов». Я сам регулярно ими пользуюсь, и у меня по этому поводу не возникает никаких тревог. Самолёт на протяжении нескольких лет достаточно успешно летает и по своим техническим характеристикам, и по количеству выходов из строя того или иного бортового оборудования абсолютно соответствует тем параметрам, которые мы видим у альтернативных зарубежных производителей.
Я полагаю, что участившиеся случаи снятия самолётов с рейсов происходят из-за позиции сверхтщательного резервирования рисков, в соответствии с которыми даже малейшая неисправность воспринимается как критическая. Что, на мой взгляд, может посеять определённое недоверие среди пользователей авиационных услуг, нанести определённый урон конкурентоспособности нашего самолёта на внешних рынках, а также сформировать негативное мнение авиапассажиров о каких-то возможных рисках. На мой взгляд, это позиция весьма неубедительна, и я надеюсь, что результаты расследования Международного авиационного комитета, а также работы госкомиссии очень чётко покажут нам, что стало настоящей причиной произошедшей трагедии.
- Намерены ли парламентарии предпринимать какие-то шаги в связи с участившимися авиационными происшествиями с отечественным «Суперджетом«?
- Как председатель Экспертного совета Госдумы по авиационной промышленности могу вас заверить, что сразу же по получении материалов работы комиссии мы проведём внеочередное заседание, посвящённое именно этому вопросу — вопросу повышения безопасности авиаперевозок. Причём оно будет касаться не только самолётов семейства Sukhoi Superjet 100. Будет также обобщена статистика возрастов зарубежных самолётов, которые находятся в операционном или финансовом лизинге у отечественных авиаперевозчиков. Поскольку в последнее время мы видим некий тренд на использование более возрастных самолётов, чем было год-два назад. Также будет внимательно рассмотрен вопрос качества подготовки пилотов.
- Некоторые лётчики, комментирующие трагедию в Шереметьеве, считают, что пилотам Superjet могло не хватить подготовки. Распространяются даже сведения о том, что авиакомпании, эксплуатирующие этот самолёт, дают прямой запрет на управление воздушными судами в ручном режиме. Как вы считаете, достаточно ли хорошо готовят российских лётчиков к экстремальным ситуациям и не нуждается ли процесс их подготовки в улучшениях?
- У меня нет информации о существовании каких-то запретов на использование управления вручную. Но я уверен, что результаты работы комиссии дадут нам повод для тех или иных шагов по повышению эффективности нашей авиационной отрасли. И если будет выявлено, что существуют серьёзные пробелы в подготовке пилотов, что, конечно же, является недопустимым, то наряду с изменениями программ обучения мы будем принимать и выводы в отношении тех лиц, которые должны обеспечить процесс подготовки. Однако сейчас я считаю абсолютно преждевременным на фоне тех или иных предположений и домыслов формировать изменения в процессе подготовки лётного состава.
- И «Аэрофлот», и иностранные заказчики российского «Суперджета» неоднократно указывали, что проблемы с техническим обслуживанием этих самолётов стали проблемой для их коммерческой эксплуатации. В частности, жалобы поступали на частые ремонты и нехватку запчастей. Насколько, по вашему мнению, высока ремонтопригодность Sukhoi Superjet 100 и не угрожает ли безопасности полётов то, что многие детали (например, большую часть системы авиационной электроники) поставляют зарубежные производители?
- Действительно, до сих пор существуют определённые проблемы с организацией ремонтов. Но это связано с логистическими схемами реализации механизмов ремонта, и это не несёт никаких проблем с точки зрения безопасности авиаперевозок. Здесь можно говорить о том, что увеличиваются ремонтные простои, что может негативно сказываться на экономической модели работы той или иной авиакомпании, но на безопасности пассажиров самолёта это никоим образом не отражается.
Насколько мне известно, за последние годы кардинально изменилась ситуация с техническим обслуживанием отечественных самолётов.
- Некоторые эксперты предлагают рассмотреть возможность приостановки эксплуатации отечественных «Суперджетов» вплоть до получения окончательных выводов о катастрофе в столичном аэропорту. Поддерживаете ли вы такую инициативу?
- Я считаю, что в данном случае возможна осознанная или неосознанная попытка с помощью подобных инициатив подорвать конкурентоспособность нашей авиационной техники, что крайне негативно скажется на рабочих местах в авиационной промышленности. Нельзя также исключать нездоровой конкуренции со стороны каких-то корыстных авиаперевозчиков, которые могут быть заинтересованы именно в зарубежных закупках из-за их непрозрачности.
Я знаю, что существующая статистика авиационных происшествий по Sukhoi Superjet 100 никоим образом не отличается по техническим причинам от статистики по Boeing или Airbus.
Справка
Внимание к самолётам SSJ-100 приковано после катастрофы 5 мая, когда Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Мурманск, совершил жёсткую посадку после 28 минут полёта. В результате погиб 41 человек. Предположительно причиной возвращения воздушного судна в Шереметьево стал отказ систем управления и радиосвязи после удара молнии.
Ещё материалы: Владимир Гутенёв