В Госдуме и Совфеде намерены устранить проблемы маркетплейсов до конца года
Хотя порядка на электронных торговых площадках стало больше, все равно вскрывается множество фактов продажи контрафакта, откровенного фальсификата, а иногда и запрещенных к выпуску продуктов. Правительство и Государственно-правовое управление Президента РФ поддерживают внесенный в Госдуму весной парламентский законопроект, однако предлагают при его доработке учесть целый ряд замечаний. В настоящее время законодатели решают, как поступить: или зафиксировать важные поправки как обязательные к рассмотрению во втором чтении, или оперативно перевнести сам документ. Об этом «Парламентской газете» рассказал соавтор законопроекта, глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Товарооборот маркетплейсов с 2021 по 2023 год вырос более чем в семь раз. При этом агентство INFOLine констатирует, что на фоне смещения предпочтений потребителей в сторону онлайн-покупок российский рынок электронной коммерции в 2023 году увеличился на 45,1 процента год к году, достигнув объема в 8,3 триллиона рублей. Однако вместе с растущей популярностью электронных торговых площадок и прибылями основных игроков лавинообразно увеличилось и количество претензий к ним со стороны потребителей.
Устранить проблему взялись депутат Владимир Гутенев и сенатор Андрей Кутепов, которые в марте этого года внесли в Госдуму законопроект о госрегулировании деятельности маркетплейсов. Документ, в частности, определяет права и обязанности самих агрегаторов информации о товарах, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. В документе указаны типовые условия договоров между ними. Ограничена стоимость услуг маркетплейсов и размеры неустоек за нарушения со стороны продавца. Отдельные требования предусмотрены к маркетплейсам, которые занимают более 20 процентов на рынке.
«Правительство поддерживает данный законопроект, как, впрочем, и Государственно-правовое управление. Однако в ГПУ Администрации Президента РФ есть целый ряд замечаний. Для нас они весьма и весьма ценны, с абсолютным большинством из них согласны. Поэтому мы сейчас выбираем трек: или зафиксировать их как обязательные к рассмотрению во втором чтении, или оперативно перевнести сам законопроект», — пояснил Владимир Гутенев.
Как пояснили нашему изданию в пресс-службе Ozon, разработка законопроекта о регулировании маркетплейсов «является важным шагом, необходимым для отрасли, достигшей таких масштабов». «Однако нужно понимать, что жесткие механизмы остановят активный рост бизнеса сотен тысяч предпринимателей и негативно скажутся на миллионах россиян, которые с каждым годом все чаще покупают на маркетплейсах, — признал собеседник «Парламентской газеты». — Ряд пунктов текущей версии законопроекта несет существенные риски в этом направлении».
К примеру, документ предполагает запрет на собственные скидки со стороны маркетплейса. «При этом, чтобы сохранить лояльность покупателей и одновременно стимулировать продажи продавцов, мы активно инвестируем в скидки, при этом продавцы не несут затрат на это со своей стороны. Мы надеемся, что законопроект будет дорабатываться в диалоге с бизнесом», — уточнили в пресс-службе.
В Wildberries «Парламентской газете» напомнили, что индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам.
«Учитывая это, отраслевое регулирование должно быть нацеленным на долгосрочное стабильное развитие отрасли и всех участников, а не иметь сдерживающий характер. Текущая редакция законопроекта содержит положения, которые могут оказать негативное влияние на развитие отрасли», — пояснили в компании.
В Wildberries считают, что новое регулирование должно быть взвешенным. В компании рассчитывают, «что текст законопроекта будет дорабатываться с привлечением бизнес-сообщества до рассмотрения в первом чтении».
В том числе необходимо доработать вопросы защиты прав трудящихся в индустрии e-commerce. Колоссальная динамика платформенной экономики не только свидетельствует о потенциале цифровых технологий, но и, как и любая медаль, имеет и оборотную сторону, считает сенатор Артем Шейкин. К рискам и вызовам он относит слабую социальную защищенность работников маркетплейсов.
Полностью материал читайте на сайте «Парламентской газеты»
Читайте также:
• Краснов предложил ввести электронную идентификацию для продавцов в интернете • Депутат Гутенев считает, что маркетплейсы должны быть ответственны за все товары
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Владимир Гутенёв, Артем Шейкин , Андрей Кутепов