Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

В Центробанке рассказали, почему страховщики отказывают водителям в оформлении ОСАГО

Получить полис — законное право автовладельца, оснований отказать ему в этом совсем немного

21.06.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

В Центробанке рассказали, почему страховщики отказывают водителям в оформлении ОСАГО
  © Григорий Сысоев/ РИА Новости

В шесть раз за последние три года выросло количество жалоб в Центробанк на отказы страховых компаний в заключении договора ОСАГО. Это следует из статистики ЦБ, предоставленной в ответ на запрос главы Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова (копия документа есть в редакции). На что еще жалуются автовладельцы и как им защитить свои права, узнала «Парламентская газета».

Отказывают и навязывают

За период с 2020 по 2022 год по продукту ОСАГО в Банк России поступило более 99 тысяч жалоб, из которых 12,8 тысячи были признаны обоснованными, говорится в ответе регулятора. Самое большое количество обращений касалось отказов в заключении договора автогражданки: в 2020 году их было 655, в 2021-м — 2538, а в 2023-м — уже 4084. Это почти десять процентов от всех обращений по тематике ОСАГО, указали в ЦБ.

Немало проблем и с оформлением электронного полиса. Если три года назад о технических сбоях на сайте страховщика регулятору сообщили 102 человека, то в прошлом году рассматривалось уже 718 таких обращений. Еще 548 человек жаловались на якобы ошибки при вводе данных, а в 447 случаях введенная информация не совпадала со сведениями Российского союза автостраховщиков (РСА). Зафиксированы случаи невозможности введения кода для проверки данных и сообщений о технических сбоях на сайте компании — поставщика услуг. Все это приводило к невозможности оформить электронный полис ОСАГО.

Без малого четыреста человек пожаловались в ЦБ на навязывание дополнительных услуг при попытке оформить автогражданку. Кроме того, поступали обращения о невозможности получить полис в Крыму и Севастополе, в разных регионах отказы получали беженцы из Украины, ДНР и ЛНР.

Полученную от Центробанка информацию проанализируют, сообщили «Парламентской газете» в аппарате Андрея Кутепова. А сам сенатор добавил, что данные будут использовать для проектов нормативных актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере ОСАГО.

Андрей Кутепов. © пресс-служба Совета Федерации

Требуйте и жалуйтесь

Практически все перечисленные нарушения возникли не вчера, специалисты давно собирают подобную статистику, рассказал «Парламентской газете» автоюрист Сергей Радько. Чаще всего, по его словам, отказы оформить автогражданку получают автовладельцы из других регионов, таксисты и владельцы мотоциклов. «Во всех случаях страховщики считают сделки высокорисковыми, поэтому ищут любые предлоги и способы, чтобы отказать в заключении договора», — объяснил Радько.

Причем таксистам не разрешают даже оформить страховку, которая стоит дороже, чем для обычных машин. В 2022 году автогражданка для машин с шашечками обходилась в среднем в 24 794 рубля, тогда как средняя стоимость ОСАГО по стране — 6693 рубля. Такие данные со ссылкой на статистику РСА «Парламентской газете» предоставили в Общественном совете по развитию такси.

Что до мотоциклистов, то некоторые байки стоят едва ли не дороже машин, а пострадать даже в небольшом в ДТП могут довольно серьезно, то есть компании придется выплачивать круглую сумму. «Таким водителям сначала бывает трудно оформить полис, а потом, если случится, получить страховую выплату», — отметил Сергей Радько.

Полис ОСАГО является обязательным документом, без которого движение по дорогам запрещено, поэтому страховщики не имеют права ни отказывать в его оформлении, ни навязывать при этом дополнительные услуги, напомнил юрист. Единственная правомерная причина — неполный комплект документов или некорректно заполненные формы. Бороться со «сбоями» на сайте сложнее. «Нужно ехать в офис и доказывать свою правоту, — посоветовал Радько. — Берите свидетелей, снимайте работу специалиста на видео, чтобы он назвал конкретную причину отказа. Пишите жалобы в ЦБ и другие контролирующие органы».

Читайте также:

• Водителей России и Белоруссии объединит ОСАГО

Дороже, но не для всех

В Совете Федерации постоянно работают над совершенствованием законодательства об ОСАГО. За двадцать лет изменения в законы вносили 25 раз. В прошлом году из-за санкций стоимость ремонта машин выросла на 25—30 процентов, поэтому снова потребовались корректировки.

Одно из предложений сенатора Кутепова касается снижения стоимости полиса для отечественных машин с высокой степенью локализации комплектующих. Соответствующие обращение он в конце мая направил вице-премьеру Дмитрию Григоренко. Такая мера, по мнению сенатора, может создать стимул к страхованию транспортных средств и одновременно стать мотивом для покупки автомобиля отечественного производства.

Средний рост стоимости ОСАГО за 2022 год, по данным Центробанка, составил 17 процентов. Для тех, кто ездит безопасно, — восемь процентов. В прошлом году водители заключили 40,3 миллиона договоров ОСАГО, тогда как в 2021-м — 42 миллиона. Частично это связано с тем, что в России в прошлом году покупали меньше машин. В прошлом году средний размер страховой выплаты увеличился до 90 тысяч рублей, хотя в 2021-м составлял 71 тысячу.