В бюджете сохранены все социальные обязательства
Президент России подписал закон о федеральном бюджете-2016. Насколько главный финансовый закон страны социально ориентирован и долго ли продержится в нынешнем виде? Эти вопросы волнуют всех россиян
Сегодня главное — эффективность бюджетных расходов. И мы можем абсолютно точно сказать: бюджет имеет несколько главных целей. В первую очередь — выполнение социальных обязательств. Второе — поддержка региональных бюджетов. Третье — определение точек роста нашей экономики и поддержка отраслей экономики и предприятий. Но все это можно сделать при одном условии — если бюджет будет сбалансирован. Это важнейшая задача, и все эти приоритеты стоят у нас не только на 2016 год, это постоянные приоритеты бюджетной политики государства», — заявил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»).
И все-таки какой он — бюджет-2016? Прежде всего, дефицитный, и принят не на три года, как было последние годы, а только на один, будущий, по причине высокой волатильности финансовых и сырьевых рынков. Доходы запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы — 16,099 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей, или три процента ВВП. Это верхняя планка, установленная Президентом РФ. «По итогам исполнения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превышать трех процентов, даже если доходы окажутся ниже ожидаемых, — отметил Владимир Путин, выступая с Посланием к Федеральному Собранию. — Это не самоцель, а важнейшее условие финансовой устойчивости и независимости страны». Прогноз роста ВВП на 2016 год, заложенный в бюджете, составит 0,7 процента.
По итогам исполнения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превышать трех процентов даже если доходы окажутся ниже ожидаемых. Это не самоцель, а важнейшее условие финансовой устойчивости и независимости страны»
В бюджете зафиксирована обязательная индексация пенсий в 2016 году на четыре процента. И это при том, что по итогам года инфляция составит, по официальным прогнозам, не меньше 13. Многим такое решение пришлось не по душе. По итогам первого полугодия может быть проведен второй этап индексации. В законе о бюджете уточнено, что Правительство РФ с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере, вправе внести в Госдуму законопроект о дополнительной индексации пенсий, указав их размер и сроки. Думская оппозиция изначально настаивала на полной доиндексации пенсий и социальных выплат до уровня инфляции, на повышении финансирования здравоохранения, образования, культуры и ЖКХ, на субсидировании авиаперевозок на Дальнем Востоке и отмене взносов на капремонт. Однако Андрей Макаров все эти предложения жестко пресек, обвинив оппозицию в популизме, а их усилия сравнил с «идеологией алкоголика, который пропивает зарплату в надежде, что завтра что-то обломится». Принятым законом о федеральном бюджете предоставляются межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда РФ в объеме 3,18 триллиона рублей. В частности, на обязательное пенсионное страхование будет направлено 810,5 миллиарда рублей, на пересмотр расчетного пенсионного капитала — 676,9 миллиарда рублей, на выплату пенсий — 419,7 миллиарда рублей, на федеральную социальную доплату — 44,3 миллиарда рублей.
У Правительства есть абсолютное понимание необходимости избавиться от нефтяной зависимости, усилить внимание к реальному сектору экономики, в том числе к промышленному производству»
При подготовке бюджета ко второму, основному чтению случилась своего рода сенсация — депутаты изыскали внутри его разделов дополнительные 315 миллиардов рублей. «Сумма значительная. Впервые с такой тщательностью и скрупулезностью проведен анализ резервов, которые были заложены в проекте бюджета, и эти огромные средства перераспределяются по приоритетным направлениям», — отметил председатель Госдумы Сергей Нарышкин («Единая Россия»). Часть этих денег долгие годы лежала на депозитах и не использовалась. Кроме того, парламентарии сократили неэффективные расходы. Это дало возможность со 140 до 310 миллиардов рублей увеличить дешевые бюджетные кредиты регионам по ставке 0,1 процента, из которых 240 миллиардов будут распределены в начале 2016 года. 50 миллиардов рублей направят на строительство новых школьных зданий. 43 миллиарда выделяется дополнительно на поддержку Крыма и Севастополя, из них 6,8 миллиарда — на строительство крымской железной дороги. На 2,4 миллиарда рублей увеличены ассигнования территориям Дальнего Востока, Сибири и Республике Карелия. Более девяти миллиардов рублей предназначено на дополнительную поддержку аграриев. Кроме того, деньги будут направлены на поддержку физкультуры и спорта в сельской местности, развитие науки и современных технологий. На один миллиард рублей увеличивается финансирование как МГУ имени М.В. Ломоносова, так и СПбГУ.
Дефицит бюджета будет покрываться из Резервного фонда. Планируется, что он должен иметь на своих счетах 5 триллионов 507 миллиардов рублей. Однако там уже сейчас на два триллиона меньше — нефть падала в цене весь год и бюджет-2015 недополучал денег»
Впрочем, радость от долгожданных ресурсов может в один миг померкнуть. Бюджет рассчитан исходя из среднегодовой инфляции 6,4 процента и среднегодового курса доллара 63 рубля 30 копеек. Согласно базовому прогнозу, заложенному в проект бюджета на 2016 год, цена на нефть марки Urals должна соответствовать в 2016 году 50 долларам за баррель. Есть и консервативный прогноз, по которому цена нефти составит 40 долларов за баррель. Однако уже сегодня заложенные прогнозы и по нефти, и по курсу рубля резко вышли за пределы обозначенных цифр в негативном направлении.
Нефть по 36 долларов — пугающий сценарий для России, чей бюджет получает 44 процента своих доходов за счет продажи углеводородов. По мнению главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной, в последнее время возросла актуальность рискового сценария, при котором цена нефти заложена 35 долларов за баррель. Экономисты подсчитали: если цена на нефть упадет до этого уровня, то для исполнения российского бюд-жета-2016 с максимальным дефицитом в три процента доллар должен стоить около 94 рублей. «При нефти по 35 долларов для сохранения дефицита на уровне 3 процентов потребуется урезать расходы на 1,5 триллиона рублей, — считает экономист Олег Кузьмин. — В противном случае дефицит достигнет 4,8 процента». В связи с этим достижение 3-процентного дефицита федерального бюджета в 2016 году видится крайне сложной задачей.
Дефицит бюджета будет покрываться из Резервного фонда. Планируется, что он должен иметь на своих счетах 5 триллионов 507 миллиардов рублей. Однако там уже сейчас на два триллиона меньше — нефть падала в цене весь год и бюджет-2015 недополучал денег. Пришлось распечатать государственный НЗ. В будущем году из фонда на покрытие дефицита разрешено получить 2,1 триллиона рублей, в итоге к началу 2017 года в Резервном фонде должно остаться около 1,4 триллиона рублей. Но если цена на нефть продолжит падение, то его запасы составят менее одного триллиона, так как из фонда придется взять еще 500 миллиардов рублей. И вокруг этой суммы завязалась, можно сказать, главная бюджетная интрига. Право на ее получение Антон Силуанов попросил у думцев «в случае дальнейшего падения цен на нефть». Депутаты уважили просьбу министра, разрешив взять из Резервного фонда дополнительно 500 миллиардов рублей, но неожиданно выдвинули условие: эти деньги Минфин будет распределять не единолично, а совместно с Госдумой и Советом Федерации, что и зафиксировали в законе.
«Тем самым «Единая Россия» в преддверии парламентских выборов показала, что она не штампует безоглядно решения Правительства. Однако в любом случае это позволит усилить контроль за использованием средств при исполнении федерального бюджета в 2016 году. А то ведь у нас если не уворуют деньги открыто, то профинансируют с нарушениями законности или употребят на нецелевые расходы. Во избежание этого очень важно обеспечить казначейское сопровождение всех средств федерального бюджета, — сказала в комментарии для «РФ сегодня» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя (КПРФ). — В нынешней ситуации очень важно удержать Фонд национального благосостояния, из которого ПФР получает деньги пенсионеров. (Фонд национального благосостояния, по прогнозам, в начале года составит 4,9 триллиона рублей, а к концу года сократится примерно до 4,7 триллиона. — Ред.). Если Правительство растратит его, чем пугают страну министры, то пенсионеры останутся без денег, чего ни в коем случае нельзя допустить».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко по итогам обсуждения и одобрения палатой Закона «О федеральном бюджете на 2016 год» признала, что он формировался в очень непростых условиях. «Правительство России, Министерство финансов сделали максимум возможного, чтобы найти компромиссы, необходимые для обеспечения стабильности, выполнить все обязательства перед гражданами страны, поддержать реальный сектор экономики», — заявила спикер. При этом отметила, что у Правительства есть абсолютное понимание необходимости избавиться от нефтяной зависимости, усилить внимание к реальному сектору экономики, в том числе к промышленному производству. По ее словам, в бюджет заложены ресурсы для поддержки промышленности. «Понятно, что это делается в рамках возможного. Будем следить за развитием ситуации. При появлении дополнительных доходов — после стабилизации цены на нефть — в первую очередь будет оказано содействие реальному сектору экономики, — подчеркнула Валентина Матвиенко. — Это основа развития любого государства. Без развития экономики в каждом регионе мы не сможем добиться роста ВВП, роста доходов населения». |