Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

В бюджете сохранены все социальные обязательства

Президент России подписал закон о федеральном бюджете-2016. Насколько главный финансовый закон страны социально ориентирован и долго ли продержится в нынешнем виде? Эти вопросы волнуют всех россиян

21.12.2015 15:56

Автор: Павел Анохин

В бюджете сохранены все социальные обязательства

Сегодня главное — эффек­тивность бюджетных рас­ходов. И мы можем абсо­лютно точно сказать: бюджет имеет несколько главных целей. В первую очередь — выполнение социальных обязательств. Второе — поддержка ре­гиональных бюджетов. Третье — опре­деление точек роста нашей экономи­ки и поддержка отраслей экономики и предприятий. Но все это можно сде­лать при одном условии — если бюд­жет будет сбалансирован. Это важ­нейшая задача, и все эти приоритеты стоят у нас не только на 2016 год, это постоянные приоритеты бюджет­ной политики государства», — заявил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»).

И все-таки какой он — бюджет-2016? Прежде всего, дефицитный, и принят не на три года, как было последние годы, а только на один, будущий, по причине высокой волатильности финансовых и сырье­вых рынков. Доходы запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы — 16,099 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 трил­лиона рублей, или три процента ВВП. Это верхняя планка, установленная Президентом РФ. «По итогам испол­нения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превы­шать трех процентов, даже если до­ходы окажутся ниже ожидаемых, — отметил Владимир Путин, выступая с Посланием к Федеральному Собра­нию. — Это не самоцель, а важнейшее условие финансовой устойчивости и независимости страны». Прогноз ро­ста ВВП на 2016 год, заложенный в бюджете, составит 0,7 процента.

По итогам исполнения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превышать трех процентов даже если доходы окажутся ниже ожидаемых. Это не самоцель, а важнейшее условие финансовой устойчивости и независимости страны»

В бюджете зафиксирована обяза­тельная индексация пенсий в 2016 году на четыре процента. И это при том, что по итогам года инфляция со­ставит, по официальным прогнозам, не меньше 13. Многим такое реше­ние пришлось не по душе. По ито­гам первого полугодия может быть проведен второй этап индексации. В законе о бюджете уточнено, что Правительство РФ с учетом ситуа­ции, складывающейся в экономике и социальной сфере, вправе внести в Госдуму законопроект о дополни­тельной индексации пенсий, указав их размер и сроки. Думская оппози­ция изначально настаивала на полной доиндексации пенсий и социальных выплат до уровня инфляции, на по­вышении финансирования здраво­охранения, образования, культуры и ЖКХ, на субсидировании авиапе­ревозок на Дальнем Востоке и от­мене взносов на капремонт. Однако Андрей Макаров все эти предложения жестко пресек, обвинив оппозицию в популизме, а их усилия сравнил с «идеологией алкоголика, который пропивает зарплату в надежде, что завтра что-то обломится». Принятым законом о федеральном бюджете пре­доставляются межбюджетные транс­ферты бюджету Пенсионного фонда РФ в объеме 3,18 триллиона рублей. В частности, на обязательное пенси­онное страхование будет направлено 810,5 миллиарда рублей, на пересмотр расчетного пенсионного капитала — 676,9 миллиарда рублей, на выплату пенсий — 419,7 миллиарда рублей, на федеральную социальную допла­ту — 44,3 миллиарда рублей.

Регионы с максимальным долгом

У Правительства есть абсолютное понимание необходимости избавиться от нефтяной зависимости, усилить внимание к реальному сектору экономики, в том числе к промышленному производству»

При подготовке бюджета ко второ­му, основному чтению случилась сво­его рода сенсация — депутаты изыска­ли внутри его разделов дополнитель­ные 315 миллиардов рублей. «Сум­ма значительная. Впервые с такой тщательностью и скрупулезностью проведен анализ резервов, которые были заложены в проекте бюджета, и эти огромные средства перерас­пределяются по приоритетным на­правлениям», — отметил председатель Госдумы Сергей Нарышкин («Единая Россия»). Часть этих денег долгие го­ды лежала на депозитах и не исполь­зовалась. Кроме того, парламентарии сократили неэффективные расходы. Это дало возможность со 140 до 310 миллиардов рублей увеличить деше­вые бюджетные кредиты регионам по ставке 0,1 процента, из которых 240 миллиардов будут распределены в на­чале 2016 года. 50 миллиардов рублей направят на строительство новых школьных зданий. 43 миллиарда вы­деляется дополнительно на поддерж­ку Крыма и Севастополя, из них 6,8 миллиарда — на строительство крым­ской железной дороги. На 2,4 миллиарда рублей увеличены ассигнования территориям Дальнего Востока, Сиби­ри и Республике Карелия. Более де­вяти миллиардов рублей предназна­чено на дополнительную поддержку аграриев. Кроме того, деньги будут направлены на поддержку физкуль­туры и спорта в сельской местности, развитие науки и современных техно­логий. На один миллиард рублей уве­личивается финансирование как МГУ имени М.В. Ломоносова, так и СПбГУ.

Дефицит бюджета будет покрываться из Резервного фонда. Планируется, что он должен иметь на своих счетах 5 триллионов 507 миллиардов рублей. Однако там уже сейчас на два триллиона меньше — нефть падала в цене весь год и бюджет-2015 недополучал денег»

Прогнозируемый объем ВВП

Впрочем, радость от долгождан­ных ресурсов может в один миг по­меркнуть. Бюджет рассчитан исходя из среднегодовой инфляции 6,4 про­цента и среднегодового курса долла­ра 63 рубля 30 копеек. Согласно базо­вому прогнозу, заложенному в проект бюджета на 2016 год, цена на нефть марки Urals должна соответствовать в 2016 году 50 долларам за баррель. Есть и консервативный прогноз, по которому цена нефти составит 40 долларов за баррель. Однако уже сегодня заложенные прогнозы и по нефти, и по курсу рубля резко вышли за пределы обозначенных цифр в не­гативном направлении.

Нефть по 36 долларов — пугающий сценарий для России, чей бюджет получает 44 процента своих доходов за счет продажи углеводородов. По мнению главы Центробанка РФ Эль­виры Набиуллиной, в последнее вре­мя возросла актуальность рискового сценария, при котором цена нефти заложена 35 долларов за баррель. Экономисты подсчитали: если це­на на нефть упадет до этого уровня, то для исполнения российского бюд-жета-2016 с максимальным дефици­том в три процента доллар должен стоить около 94 рублей. «При нефти по 35 долларов для сохранения дефи­цита на уровне 3 процентов потребу­ется урезать расходы на 1,5 триллио­на рублей, — считает экономист Олег Кузьмин. — В противном случае дефи­цит достигнет 4,8 процента». В связи с этим достижение 3-процентного дефицита федерального бюджета в 2016 году видится крайне сложной задачей.

Дефицит бюджета будет покры­ваться из Резервного фонда. Плани­руется, что он должен иметь на своих счетах 5 триллионов 507 миллиардов рублей. Однако там уже сейчас на два триллиона меньше — нефть пада­ла в цене весь год и бюджет-2015 недополучал денег. Пришлось распеча­тать государственный НЗ. В будущем году из фонда на покрытие дефицита разрешено получить 2,1 триллиона рублей, в итоге к началу 2017 года в Резервном фонде должно остаться около 1,4 триллиона рублей. Но если цена на нефть продолжит падение, то его запасы составят менее одного триллиона, так как из фонда придет­ся взять еще 500 миллиардов рублей. И вокруг этой суммы завязалась, можно сказать, главная бюджетная интрига. Право на ее получение Ан­тон Силуанов попросил у думцев «в случае дальнейшего падения цен на нефть». Депутаты уважили просьбу министра, разрешив взять из Резерв­ного фонда дополнительно 500 мил­лиардов рублей, но неожиданно вы­двинули условие: эти деньги Минфин будет распределять не единолично, а совместно с Госдумой и Советом Фе­дерации, что и зафиксировали в за­коне.

«Тем самым «Единая Россия» в преддверии парламентских выборов показала, что она не штампует без­оглядно решения Правительства. Од­нако в любом случае это позволит усилить контроль за использованием средств при исполнении федерально­го бюджета в 2016 году. А то ведь у нас если не уворуют деньги открыто, то профинансируют с нарушениями законности или употребят на неце­левые расходы. Во избежание этого очень важно обеспечить казначей­ское сопровождение всех средств федерального бюджета, — сказала в комментарии для «РФ сегодня» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя (КПРФ). — В нынеш­ней ситуации очень важно удержать Фонд национального благосостояния, из которого ПФР получает деньги пенсионеров. (Фонд национального благосостояния, по прогнозам, в на­чале года составит 4,9 триллиона ру­блей, а к концу года сократится при­мерно до 4,7 триллиона. — Ред.). Если Правительство растратит его, чем пугают страну министры, то пенсио­неры останутся без денег, чего ни в коем случае нельзя допустить».

МатвиенкоПредседатель Совета Федерации Валентина Матвиенко по итогам обсуждения и одобрения палатой Закона «О федеральном бюдже­те на 2016 год» признала, что он формировался в очень непростых условиях. «Правительство России, Министерство финансов сделали максимум возможного, чтобы найти компромиссы, необходимые для обеспечения стабильности, вы­полнить все обязательства перед гражданами страны, поддержать реальный сектор экономики», — заявила спикер. При этом отметила, что у Правительства есть абсолют­ное понимание необходимости избавиться от нефтяной зависимо­сти, усилить внимание к реальному сектору экономики, в том числе к промышленному производству. По ее словам, в бюджет заложены ресурсы для поддержки промышлен­ности. «Понятно, что это делается в рамках возможного. Будем следить за развитием ситуации. При появле­нии дополнительных доходов — после стабилизации цены на нефть — в первую очередь будет оказано содействие реальному сектору экономики, — подчеркнула Валентина Матвиенко. — Это основа развития любого государства. Без развития экономики в каждом ре­гионе мы не сможем добиться роста ВВП, роста доходов населения».

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5388