Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

В Ассоциации владельцев кинотеатров рассказали о премьерах 2023 года

В этом сезоне Минкульт собирается поддержать производство не менее 160 отечественных фильмов

07.04.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

В Ассоциации владельцев кинотеатров рассказали о премьерах 2023 года
  © unsplash.com

Пока Россия живет без голливудских фильмов, отечественное кино делает неплохую кассу, и не только потому, что оказалось вне конкуренции. Снимать у нас умеют, на прочные рельсы поставлена поддержка кинопроизводства, не получается пока с постоянным подогревом зрительского интереса и прокатом. За каких героев наши соотечественники голосуют рублем, узнала «Парламентская газета».

Что будем смотреть

На отечественных картинах российские кинотеатры зарабатывают около 11 миллиардов рублей ежегодно. Такие сведения «Парламентской газете» предоставили в Ассоциации владельцев кинотеатров. А ее глава Алексей Воронков уточнил: «Эта цифра не меняется последние четыре года, независимо от того, есть или нет в прокате иностранные фильмы».

В этом году абсолютный рекорд установил фильм «Чебурашка», что прокатчики назвали сюрпризом, хотя и приятным, позволившим отрасли уже в начале года совершить рывок. Но календарь предстоящих премьер, по их мнению, ничего подобного больше не сулит. Новые патриотические картины «Нюрнберг» и «Праведник» собрали неплохую кассу, но до рекордов им далеко. Хорошо зашла зрителям свежая комедия «Поехавшая», успешно стартовала драма «На солнце, вдоль рядов кукурузы». Из будущих премьер наибольшие надежды у владельцев кинозалов — на снятый в космосе «Вызов», молодежный фильм «Непосредственно Каха» и декабрьский релиз «Холоп-2». «Две средние премьеры будут осенью, а на лето мощных релизов вообще не запланировано — на этот период кинозалам выгоднее закрыться, но так делать никто не будет», — сказал Алексей Воронков.

Голливуд делает кассу

Чтобы прокатчики работали хотя бы в ноль, индустрия должна приносить 35 миллиардов рублей в год. Кассу им и сейчас делают зарубежные фильмы, которые попадают в Россию разными способами, например вторую часть «Аватара» крутили без всякого разрешения по схеме «предсеансного обслуживания».

На последней неделе марта в российском прокате лидировал новый американский боевик «Джон Уик 4». Правда, в десятке самых кассовых картин уик-энда — восемь российских. Но этого все равно мало. «Нашим фильмам стали больше доверять и прокатчики, и зрители, — констатировал Алексей Воронков. — Мы ждем хорошее отечественное кино, тем более за последние годы убедились, что снимать такое у нас умеют».

В Минкульте поэтому не считают необходимым специально поддерживать кинотеатры. Им, по мнению главы департамента кинематографии Дмитрия Давиденко, нужно давать «не деньги, а контент — кино, на которое зритель хотел бы пойти и за которое голосовал бы рублем».

Образ героя формируется

В 2022 году на экраны вышло 228 российских фильмов, еще 246 картин шли в повторном прокате — это и любимые советские ленты, и российское кино 1990-2000-х. Доля национальных фильмов в прокате составляет 54,3 процента, сообщили в Минкульте. В этом году, по словам Дмитрия Давиденко, ведомство собирается поддержать производство не менее 160 фильмов, чтобы кинотеатрам было что показывать. В Минкульте ожидают большой приток заявок от производителей кинокартин, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей и взрослых, сообщила, выступая в начале февраля в Совете Федерации, замминистра Надежда Преподобная.

В российском кино постепенно меняется образ героя, считает режиссер Андрей Кравчук, который сейчас работает над фильмом о Петре Первом. «Русский народ — это не сотни тысяч пьяниц, не продажные менты и не бандиты-беспредельщики, — сказал «Парламентской газете» кинематографист. — Мы постепенно ищем новый архетип, и мне кажется, что это молодой образованный человек, который живет интересной жизнью и у которого сформированы ценности».

В России есть и герои, и актуальные темы, и те, кто готов все это реализовать на экране, но сегодня требуется дополнительная поддержка, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества народный артист России Николай Бурляев. «Президентские фонды, Минкультуры работают прекрасно, но их на все не хватает, — отметил парламентарий. — Я уверен, что в стране есть люди, готовые поддержать значимые патриотические проекты — предприниматели и не только. Сейчас это особенно нужно».

Николай Бурляев © Юрий Инякин/ПГ

Специальным образом форсировать производство картин на те или иные темы, конечно, можно, но эффективным это будет вряд ли, предположил Андрей Кравчук: «Фильмы появятся, но зритель всегда очень четко считывает пропаганду и, если это будет пусть правильное, но не интересное кино, на него просто не пойдут. А режиссер в этом случае рискует не столько деньгами, ведь ему помогает государство, сколько репутацией».

В ближайшие годы суммы, выделяемые Минкультом на поддержку кинопроизводства, будут расти. В этом году ведомство распределит 11,6 миллиарда рублей, в 2024-м и 2025-м — по 12,28 миллиарда.

Сериалам добавили миллионов

Режиссеры полнометражных фильмов, за исключением дебютных, смогут получить до 100 миллионов рублей из госбюджета, следует из проекта приказа Минкульта, представленного в конце марта для общественного обсуждения. Дебютантам — выпускникам профильных вузов готовы отсыпать из казны до 60 миллионов на реализацию их творческих планов.

Принципы финансовой господдержки кинопроизводства на 2023 год утвердили в конце прошлого года, но теперь предложили их скорректировать. Речь идет о полном финансировании сметной стоимости производства фильмов для детей и юношества, как того требует подписанный главой государства 3 апреля закон. Но выделяемая из бюджета сумма не должна превышать 100 миллионов рублей.

Кроме того, предложили увеличить госфинансирование производства сериалов — до 120 миллионов рублей. В принятом ранее постановлении речь шла о 100 миллионах. За счет бюджета можно оплатить до 70 процентов сметной стоимости.

Читайте также:

• Дмитрий Давиденко: Нужно давать кинотеатрам не деньги, а контент