В Арктику будут привлекать инвесторов и новых специалистов
Предстоит увеличить грузоперевозки, бороться с таянием мерзлоты и снизить цены на продукты северного завоза
В арктических регионах создали 17 тысяч новых рабочих мест, а в инвестиционные проекты вложили 730 миллиардов рублей. Чтобы привлечь специалистов, развивать новые производства и туризм, планируют повышать качество жизни на северных территориях. Россияне уже могут получить в Арктике бесплатно гектар земли или оформить льготную ипотеку. Предстоит совершенствовать систему северного завоза, чтобы снизить цены на продукты в магазинах. Эти вопросы обсудят на XIV международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» 12-13 декабря в Санкт-Петербурге. О чем будут говорить на мероприятии, рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
- Николай Михайлович, какие темы будут обсуждать на форуме?
- Арктика и Дальний Восток — точки роста, формирующие будущее нашей страны. Дискуссии, которые проходят на форуме, очень важны для нас как законодателей. Мы обсудим, как развивать экономику региона без ущерба для экологии, как сохранить самобытность коренных малочисленных народов. Отдельные сессии посвящены разработке мастер-планов арктических городов и Северному морскому пути.
Арктические территории уже активно развиваются. Благодаря принятым законам за три года в Арктике начали действовать около тысячи инвестиционных проектов с запланированным объемом инвестиций больше двух триллионов рублей. Уже вложили 730 миллиардов, создали 17 тысяч новых рабочих мест.
- Как планируют развивать Севморпуть и увеличивать грузооборот?
- В 2023 году по Северному морскому пути перевезли 36,2 миллиона тонн грузов, транзитные перевозки превысили 2 миллиона тонн. В 2024 году, по прогнозам, грузопоток вырастет до 37,6 миллиона тонн, но точные цифры будут в 2025 году. Сформирован федеральный проект «Большой Севморпуть», который объединит транспортную инфраструктуру на севере страны, поможет решить задачи экспорта товаров, международного транзита, ускорит доставку грузов в рамках северного завоза.
Перевозки по Севморпути планируют и дальше наращивать. Для этого строят новые порты, расширяют ледокольный флот. Спуск на воду уже четвертого серийного универсального атомного ледокола «Чукотка», в котором я недавно принял участие, — яркое подтверждение достижений России в области технологической независимости.
- Будут ли обсуждать на форуме климатическую повестку? Как развивать экономику без ущерба экологии?
- Это одна из важнейших тем. Необходимо обеспечить баланс между экономическим развитием и сбережением арктической природы. Продолжается глобальное потепление и деградация вечной мерзлоты. Это оказывает серьезное влияние на безопасность жилого фонда, промышленных сооружений, дорог. По оценкам ученых, ущерб от деформации зданий, построенных на мерзлых грунтах, к 2050 году в Арктической зоне может составить около 7 триллионов рублей, а несущая способность грунтов снизится до 60 процентов. Это катастрофические цифры. В богатых регионах уже буквально морозят грунты под домами.
Принят федеральный закон, создавший правовую основу для работы государственной системы мониторинга состояния вечной мерзлоты. Но при этом Правительство до настоящего времени не разработало изменения в Градостроительный кодекс в части геотехнического мониторинга, предусмотренные Национальным планом мероприятий адаптации к изменениям климата до 2025 года. Нужно не только вести мониторинг, но и принципиально менять подход к проектированию и строительству объектов в зоне вечной мерзлоты. Я настаиваю на принятии законопроекта о регулировании хозяйственной и иной деятельности в таких районах. Минвостокразвития обещало к концу года предложить концепцию этого проекта. Мы рассмотрим ее на ближайшем заседании нашего комитета.
- Как продвигается международное сотрудничество в Арктическом регионе?
- Как известно, это международный форум имени известного политика и легендарного полярника Артура Чилингарова. Я согласен с одной его фразой: «Арктика — наш дом, и в этом доме мы живем и без стука пускать не будем». В первую очередь мы должны отстаивать в Арктике национальные интересы России. Но при этом нужно привлекать туда не только российских, но и иностранных инвесторов.
В планах у нас создать законодательные основы для международных территорий опережающего развития (ТОР). Появление таких ТОРов позволит привлечь инвесторов и технологии из дружественных стран. Завершить рассмотрение закона об этих зонах мы планируем в весеннюю сессию.
- Есть ли интерес к Арктике со стороны членов БРИКС и ШОС, помимо Китая?
- Индия проявляет интерес к Арктическому региону в связи с возможностью разработки новых морских путей для торговли и исследования природных ресурсов. Бразилия, будучи членом БРИКС, также выразила заинтересованность в сотрудничестве.
Для стран ШОС Арктика представляет особый интерес благодаря своему стратегическому значению и природным ресурсам. Страны — члены ШОС, такие как Казахстан и Узбекистан, хотят участвовать в международных проектах в Арктике, направленных на устойчивое развитие и защиту окружающей среды.
- Одна из конференций посвящена привлечению кадров в Арктический регион. Что для этого сделано? Насколько охотно люди туда едут?
- Мы не говорили бы сейчас об успехах и перспективах в Арктике, если бы в их основе не лежал героический труд людей, осваивающих суровую природу этого региона. Необходимо прилагать все усилия, чтобы не просто присутствовать в Арктике, а быть в авангарде научных исследований и освоения этих территорий.
Для успешного развития предстоит большая работа, в том числе законодательная. Нужно создавать инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Для этого разрабатывают мастер-планы арктических городов с участием местных жителей. В населенных пунктах должны быть комфортное жилье, доступная медицина и образование, хорошие дороги и освещение.
В этом году мы расширили территорию Арктической зоны, включив в нее муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа. В Арктике запустили льготную ипотеку по ставке два процента и программу «Арктический гектар». Все это позволяет привлечь туда людей, так же как и высокие, по сравнению с другими регионами, зарплаты.
- На обеспечение жителей отдаленных северных территорий продуктами, топливом и другими важнейшими товарами направлен закон о северном завозе, вступивший в силу в апреле этого года. Насколько удачно он работает?
- Закон позволил создать централизованную систему управления доставкой грузов и планирования северного завоза. Сейчас мы можем отслеживать каждый контейнер. Пока еще рано подводить итоги вступления закона в силу, но есть первые результаты — расширился ассортимент продукции на прилавках в северных магазинах. 16 декабря состоится заседание президиума Совета законодателей, где мы рассмотрим вопрос о реализации принятого закона, подведем итоги навигационного периода и сформируем предложения по совершенствованию северного завоза.
Предстоит решить несколько проблем. Навигационный период в удаленных северных регионах длится с мая по октябрь, а на отдельных территориях — меньше двух месяцев. Участники севзавоза готовы возместить бюджетные кредиты, полученные от государства, только по итогам продажи продукции. Поэтому для организации северного завоза нужны кредиты минимум на два года. Есть поручение председателя Правительства на эту тему. Регионы очень ждут конкретного решения.
Еще одна проблема — в увеличении стоимости доставки грузов как по железной дороге, так и по Севморпути. А как нам тогда выполнить обещание людям о снижении цен на товары северного завоза? Наш комитет предлагает проанализировать ситуацию и проработать возможность снижения стоимости транспортировки грузов для северного завоза.
Ещё материалы: Николай Харитонов