Упаковки сметаны, молока и масла сильнее всего уменьшились на российских прилавках
Упаковки молока и масла сильнее всего уменьшились на российских прилавках
Что заставляет производителей продавать меньше товара по тем же ценам и как с этим можно бороться
За последние семь — десять лет в России от даунсайзинга — сокращения количества и веса товара в одной упаковке — сильнее всего пострадала молочная продукция. Объемы бутылок молока в среднем снизились на 50 миллилитров, сметаны — на 67 граммов, сливочного масла — на 30. Такими данными с «Парламентской газетой» в пятницу, 1 ноября, поделились в Молочном союзе России. Как широко распространилась по отечественному потребительскому рынку практика даунсайзинга и можно ли ограничить ее на законодательном уровне — рассказываем в нашем материале.
Забота о выгоде или о покупателе?
Проблема даунсайзинга — когда производители «ужимают» свою продукцию — в публичном пространстве возникает далеко не впервые. В очередной раз ее подняли в связи с появившимися накануне новостями, что в России окончательно уйдут в прошлое пол-литровые алюминиевые банки для пива, кваса и другой продукции. Как заявила «Лента.ру», крупнейший в стране производитель алюминиевой упаковки компания «Арнест Упаковочные решения» (АУР) полностью перейдет на тару объемом в 0,45 литра. Причина — в сокращении заказов со стороны производителей.
Еще в 2023 году Роскачество подготовило большое исследование на тему даунсайзинга. По данным специалистов, к примеру, упаковки фруктового сока с 2013 года уменьшились в среднем с 0,5 до 0,485 литра, шоколад в плитках — с 90 до 82 граммов, майонез — с 450 до 400, а сыр — со 180 до 150 и даже 125 граммов.
Как пояснили «Парламентской газете» в Молочном союзе России, сильнее всего от даунсайзинга страдает молочная продукция, причем всех категорий.
«Маленькая упаковка сливочного масла у нас за последние семь — десять лет последовательно «худела» с 200 до 180, а потом и до 160 граммов, большая — с 400 до 340, — отметил заместитель директора союза по экономике Александр Рыбин. — Сметаны в пластиковых стаканчиках стало меньше на 85 граммов — раньше было 400, а сейчас в среднем 350-315. Сырки творожные уменьшились с 50 граммов — до 45 и 40 и так далее».
Уменьшились и упаковки наливных продуктов — молока, ряженки и прочих продуктов. Причем здесь, по словам Александра Рыбина, производители часто идут на хитрость. Поскольку то же молоко плотнее воды, на ценниках часто указывают объем не в литрах, а в килограммах. Поэтому (особенно если у покупателя нет времени или желания вчитываться в мелких шрифт) все вроде бы получается честно: один килограмм молока купили — один и получили. Вот только в этом килограмме будет в зависимости от температуры молока и его жирности не литр, а 970 миллилитров или даже меньше.
«Отчасти такая динамика связана с растущими производственными издержками — удорожанием сырья, ростом зарплат, стоимости электроэнергии, топлива, оборудования и так далее — словом, всего, из чего складывается производство, — подчеркнул эксперт. — У покупателя есть свои психологические рубежи, и, если реальная цена продукта их пересечет, велика вероятность, что он от этого продукта просто откажется. Или будет покупать у конкурентов что-нибудь похуже качеством, но подешевле. Производитель, конечно, этого не хочет, поэтому и старается удерживать цены примерно на одном уровне, при этом спасаясь от резкого роста расходов путем уменьшения упаковки».
Затронул даунсайзинг и хлебобулочные изделия. Если раньше, судя по архивным каталогам торговых сетей, в ходу были буханки и булки по килограмму и по полкило, то теперь самые ходовые веса — 800 и 300 граммов. Впрочем, тут у представителей отрасли объяснение происходящему нашлось другое.
«Тенденция на приобретение хлеба в малой фасовке растет, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» президент Российского союза пекарей Дмитрий Семенов. — Рынок сегодня, особенно в сравнении с поздним СССР и ранней Россией, очень сильно изменился и насытился новой продукцией. Плюс изменилась динамика потребления, стали меньше семьи. Сегодня людям невыгодно покупать одну большую краюху хлеба впрок, чтобы она лежала несъеденная и черствела. Лучше каждый день покупать свежий по чуть-чуть. Соответственно, в ответ на этот запрос и производители меняют свои стандарты в сторону уменьшения веса хлеба в упаковке».
«Очевидное злоупотребление»
Пышным цветом цветет даунсайзинг и в других категориях продукции. Так, согласно все тем же архивным каталогам, за последние десять лет сократились объемы морских коктейлей, меньше (в среднем на 50 граммов) стали весить упаковки сосисок и сарделек, «усохли» (в среднем на 100-200 миллилитров) упаковки шампуней и жидкого мыла.
В Госдуме между тем повсеместный даунсайзинг назвали «злоупотреблением» со стороны производителей.
«Для меня лично совершенно очевидно, что это именно злоупотребление, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — И требуются меры, чтобы его пресечь, в том числе и на законодательном уровне».
По словам парламентария, пока что неясно, в каком направлении двигаться законодателям: либо запретить «ужимать» упаковку вообще без веских на то оснований, либо по крайней мере заставить продавцов быть честными с покупателями, указывая реальный объем продукта на ценнике большим и хорошо заметным шрифтом. Анатолий Аксаков не исключил, что в обозримом будущем эту тему поднимут в Госдуме с привлечением экспертного сообщества, чтобы выяснить реальные корни проблемы и проработать пути ее решения.
Читайте также:
• В Молочном союзе объяснили, почему подорожало сливочное масло
Ещё материалы: Анатолий Аксаков