Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Уходящие из России компании рискуют получить многомиллионные иски

С западных фирм могут спросить не только за неисполнение условий договора, но и взыскать компенсацию морального вреда

15.03.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Уходящие из России компании рискуют получить многомиллионные иски
  © pixabay

Если заявившая об уходе с российского рынка иностранная компания не исполнила свои договорные обязательства, например отказалась от гарантийного обслуживания автомобиля, то к ней можно предъявить иск — как личный, так и коллективный, если граждане столкнулись с одинаковой проблемой. Вместе с экспертами «Парламентская газета» разбиралась, как потребителю добиться защиты своих прав.

Пять человек — уже коллектив

Допустим, человек купил дорогую кофе-машину, к которой подходят капсулы лишь одного зарубежного производителя, а теперь этот производитель заявил об уходе с российского рынка, то есть уникальных капсул в нашей стране больше не будет, и оборудование превратится в предмет интерьера. Такую вполне реальную ситуацию привел в своем Telegram-канале зампред Госдумы Сергей Неверов. Он считает ее поводом подать коллективный иск к компании, оставившей потребителей без хорошего кофе.

«Мне кажется, появилась прекрасная возможность… вкатить от имени всех обманутых, в один день лишенных гарантий и сервисов граждан многомиллиардный иск», — написал депутат.

Возможность подавать коллективные судебные иски по гражданским делам появилась у россиян в 2019 году с принятием соответствующего закона. В суд общей юрисдикции может обратиться группа от двадцати человек, а для рассмотрения дела в арбитраже достаточно пяти истцов. При этом должны быть соблюдены четыре условия, напомнил заслуженный юрист России Иван Соловьев: наличие общего ответчика, единый предмет спора, то есть нарушены однородные права и интересы, есть схожие фактические обстоятельства дела и выбран одинаковый способ защиты прав группы лиц.

К коллективному иску может присоединиться любой человек как на стадии подготовки, так и после его направления в суд. Плюсом для любого участника коллективного иска является отсутствие необходимости индивидуальной работы и оплаты услуг юристов и пошлины — закон предполагает возможность возложения расходов на ответчика, сказал «Парламентской газете» Соловьев.

Андрей Климов: Зарубежные предприятия продолжат работать в России. Но уже под другой вывеской

Коллективные иски россиян к ушедшим из нашей страны компаниям имеют перспективы быть рассмотренными, а вот гарантировать получения компенсаций по ним нельзя — фирмы могут проигнорировать их так же, как они уже наплевали на интересы российских потребителей, добавил юрист.

«Ну а мы вполне можем и должны спросить с иностранного бизнеса на только стоимость оборудования, но и компенсацию моральных издержек, которые мы понесли, наблюдая все это непотребство», — прокомментировал Иван Соловьев.

Заявить — не значит уйти

Заявления зарубежных компаний об уходе не означают прекращения ими своих гарантийных обязательств, объяснила член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина. Юрлица иностранных производителей по-прежнему существуют в России, отметила она, хотя фирмы и столкнулись с логистическими сложностями — не поступают ни новые товары, ни комплектующие для обслуживания ранее приобретенных.

«Но ответственность продавца перед потребителем никто не отменял, и ограничения в виде закрытия точек продаж не может чинить препятствий покупателю на защиту своих прав», — сказала «Парламентской газете» юрист.

Если магазин или сервисный центр закрыт, а значит, нет возможности обслуживать покупку — будь то кофе-машина или целый автомобиль, покупатель может получить денежную компенсацию. Для этого ему нужно написать письмо продавцу, чей адрес можно найти в едином госреестре юридических лиц, который ведет Федеральная налоговая служба. Роспотребнадзор на своем сайте опубликовал разъяснение, из которого следует, что вся корреспонденция, доставленная по указанному в ЕГРЮЛ адресу, считается полученной, даже если на практике фирмы в этом месте не оказалось.

Впрочем, отправленное и полученное по всем правилам письмо не гарантирует ответной реакции. На этот случай в Роспотребнадзоре напомнили, что юрлицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Попросили гарантировать

Иски исками, но обслуживать иномарки как-то нужно, считают в Союзе потребителей России. Его председатель Петр Шелищ рассказал, что направил письмо в адрес руководителей компаний — членов Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (копия есть в редакции «Парламентской газеты»). Он ссылается на статью закона о защите прав потребителей, по которой изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы.

«Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых  объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю», — говорится в направленном запросе.

Читайте также:

• Игорь Ашманов: Любые зарубежные программы можно заменить отечественными • Airbus и Boeing махнули пассажирам крылом • Без иномарок не останемся

Общественники попросили европейских автопроизводителей подтвердить готовность исполнять свои обязанности и гарантировать поставку запчастей и обеспечение техподдержки российских дилеров.

Большинство иностранных автоконцернов заявили о приостановке работы в России после начала спецоперации на Украине. Сейчас проще назвать тех, кто остался. «Вести.Ру» насчитали 16 компаний: Hyundai, KIA, Genesis, Chery, Haval, Geely, Changan, Dongfeng, FAW и другие. Китайские производители в феврале увеличили свои продажи на 70 процентов, подсчитал «Автостат».

Кабмин 10 марта запретил вывозить из страны машины и запчасти, что должно позволить удовлетворить внутренний спрос.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 14144

Ещё материалы: Сергей Неверов