Тратить деньги на цифровизацию экономики будут с умом
Сенаторы обсудили с экспертами тему законодательного обеспечения инжинирингового подхода при внедрении цифровых технологий. Парламентарии отметили, что средства, выделяемые на цифровизацию, должны расходоваться эффективно, инвестиции должны приносить максимальную отдачу.
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», действующая до 2024 года, представляет собой один из 12 проектов, разработанных во исполнение майского указа президента Владимира Путина. Она включает в себя шесть федеральных проектов: нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии и цифровое госуправление.
Общий объём финансирования нацпроекта «Цифровая экономика» на ближайшие шесть лет превышает 1,5 триллиона рублей. По мнению законодателей и отраслевых экспертов, нельзя допустить, чтобы эти деньги распылялись на сомнительные проекты; каждая копейка должна быть инвестирована с максимальной отдачей.
«Когда внедряются глобальные проекты, то финансовые ресурсы зачастую распыляются, приводя к напрасной потере сил и средств. А сил и средств на всё так или иначе не хватит. Поэтому для реализации данного нацпроекта предлагается применять инжиниринговый подход», — заявил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Важенин, выступая на «круглом столе», посвящённом законодательному обеспечению инжиниринга в ходе цифровизации экономики.
По словам сенатора, инжиниринговый подход при внедрении цифровых технологий должен отвечать трём базовым элементам: целесообразности, рациональности и эффективности внедрения цифровых технологий в процесс производства.
«Вложенные средства должны давать экономический эффект или как минимум не генерировать убытки, что непозволительно для цифровой экономики, — убеждён Юрий Важенин. — Понятно, что если не внедрять технологии, то мы можем далеко отстать в развитии от других стран, чего мы никак не можем себе позволить. Но при этом надо правильно расставлять приоритеты, определять направление главного удара».
Своим мнением по вопросу законодательного обеспечения внедрения новых технологий поделились участники заседания — представители федеральных органов исполнительной власти, руководители проектных организаций, эксперты в области инжиниринга.
Так, представители Минэнерго заявили, что их министерство готово стать флагманом в деле цифровизации — с этой целью уже разработана и проходит согласования с другими ведомствами программа «цифровая энергетика», в которой поучаствуют все ведущие отечественные энергетические компании.
«Нам необходимо создать возможности и условия, при которых бы эти компании развивались в плане цифровизации и получили свои преимущества. Основная цель — создание единого информационного пространства, снятие барьеров и совершенствование нормативно-правовой базы, необходимой для цифровизации», — сказала замдиректора Департамента государственной энергетической политики Минэнерго Татьяна Еферина. По её словам, проект уже поддержан Минсвязи и ждёт одобрения от Минфина.
В числе ключевых мероприятий она назвала обновление программ развития компаний-флагманов ТЭК, в которых упор будет сделан на цифровизацию, формирование единого центра компетенций, а также разработку концепции внедрения «цифры». «В рамках разработки концепции важное место должно занимать формирование цифровой экосреды, которая позволит активно применять инжиниринговый подход», — пояснила чиновница.
В свою очередь, представитель Росатома Дмитрий Иванов сообщил, что эксперты его ведомства проанализировали лучшие практики европейских стран, США и Китая. В результате анализа они выявили, что, несмотря на разницу в организационных вопросах и объёмах выделяемых денежных средств, в цифровизации есть три чётких элемента системы управления: 1) центр компетенции по каждой из отраслей, 2) центр тестирования, испытаний и сертификации и 3) центр по стандартизации. Координировать эти три кита цифровизации должны проектные офисы — центры координации, а также Совет по цифровой трансформации.
Что касается центров компетенции и советов по цифровой информации, то, по мнению завкафедрой прикладной информатики и информационной безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова Юрия Тельнова, в их формировании должны активно участвовать академические круги.
«Цифровая трансформация должна быть нацелена на разработку новых бизнес-моделей и программно-технических платформ, — полагает эксперт. — Это не просто регламенты в компьютерной среде, а действующие модели, которые позволяют проводить инжиниринг. Промышленный Интернет становится центральной технологией. Соответственно, нужны комплексные усилия науки и производства, нужно как можно больше привлекать вузы к этой работе. И мы со своей стороны готовы в этом участвовать во всевозможных формах».
По итогам обсуждения участники заседания выработали ряд рекомендаций Правительству, среди которых: учитывать при разработке планов мероприятий по развитию цифровой экономики новейшие инжиниринговые технологии, стандарты качества и наработки инжиниринговых центров; разработать подведомственными Правительству аналитическими структурами методики оценки эффективности внедрения цифровых технологий в различных отраслях экономики и потребностей их финансирования; наконец — проработать вопрос о системе поощрения субъектов Российской Федерации, в которых успешно реализуются мероприятия по развитию цифрового инжиниринга.