Все о пенсиях в России

23.11.2024Подписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи

В Совете Федерации обсудили, как улучшить систему управления транспортной логистикой Арктики

10.11.2017 16:42

Автор: Людмила Глазкова

Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи

Фото: wikimedia.org

Тема холодной Арктики горячеет дня ото дня. Это показала недавняя дискуссия на заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, где сенаторы и эксперты обсудили вопросы построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны России.

Севморпуть ждёт расширение

В 2012 году депутаты приняли ФЗ-132 о Северном морском пути. Его формализованным следствием стало создание администрации СМП. Пять лет работы показали, что хлипкость органа, по выражению директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранспорта РФ Виталия Клюева, не позволяет выполнять те задачи, которые стоят перед ним в этом сложном регионе страны. В министерстве считают нужным законодательно отрегулировать функции администрации в сторону их увеличения и придания им нового смысла.

Закон об Арктике примут в весеннюю сессию

А теперь представьте себе акваторию Севморпути. В неё входит водное пространство, прилегающее к северному побережью России с охватом внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны нашей страны. С востока оно ограничивается линией разделения морских территорий с США и параллелью мыса Дежнёва в Беринговом проливе, с запада — меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Более того, нынешняя акватория СМП может и, скорее всего, в ближайшее время будет расширена, причём на совершенно законном основании. Для этого достаточно привести в соответствие внутреннее российское регулирование с международным Полярным кодексом, вступившим в действие с начала 2017 года, поведал собравшимся Клюев.

Российским законодателям следует лишь повторить в своём правовом акте означенную в данном кодексе акваторию СМП. Реально это означает её сдвиг на западе до середины Баренцева моря (до Канина мыса), а на востоке — с включением северной части Берингова моря. Там полгода стоит лед, а это критерий для отнесения вод к СМП. Такой шаг даст возможность России расширить своё присутствие в северных широтах.

Николай Евменов и Марина Ковтун. Фото: пресс-служба Совфеда

«Мы должны рассматривать Северный морской путь не только как часть российской акватории, но и как целостный объект управления администрации СМП, — отреагировал на это председатель Совета, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров.

Администрация Севморпути как главный координатор

К управлению Севморпутём есть разные подходы. В Минтрансе полагают, что транспортную составляющую лучше оставить в том виде, как она есть, при этом значительно усилив функции связующего звена в формате администрации СМП, которая могла бы стать координатором не только морского транспорта, но и всей транспортно-логистической структуры Арктической зоны РФ. То есть включая все виды транспорта — морской, железнодорожный, речных внутренних перевозок, авиационный. Естественно, при условии наличия грузов и пассажиропотока.

Администрация СМП при таком подходе должна регулировать судоходство в данной акватории, обеспечивать все необходимые логистические функции по организации движения судов, гидрометеорологии, навигационно-гидрографической части, координации ледокольной и лоцманской деятельности, а также организации аварийно-спасательной готовности и реагирования. Предлагается также возложить на неё координацию, развитие и эксплуатацию инфраструктурных проектов портовой деятельности.

Дальний Восток становится ещё более привлекательным для инвесторов
Сегодня осуществление этой работы затрудняется целым рядом проблем, требующих технического и законодательного решения. Слабость самой администрации СМП — одна из них. Другая — недостаточное оснащение арктической акватории с точки зрения связи (как наземных видов, так и средств связи спутникового и космического базирования). В госпрограмму развития Арктики Минтранс предложил проект разработки защищённой информационной инфраструктуры для макрорегиона, прежде всего для транспорта, хотя она может использоваться и для других целей. Денег, правда, на него пока нет.

Поддержали в верхней палате и инициативы Минтранса, направленные на упрощение попадания под российский флаг судов, осуществляющих перевозки по СМП. Парламентарии ещё в 2000-х годах поднимали вопрос об изменении отечественного регистра. Последним шагом Минюста в этом направлении стало утверждение правил госрегистрации судов. Теперь корабли под российским флагом регистрируются за одни сутки. Идея в том, чтобы первая перевозка любого груза, добытого в акватории РФ и погруженного на судно в акватории Севморпути, осуществлялась под российским флагом. «Все пряники выданы, остались небольшие кнуты», — прокомментировал предложение представитель Минтранса.

«Управлять будет Атомфлот»

Усиление роли администрации СМП — вопрос не только сложный, но и тонкий. Начнётся перетягивание одеяла на себя, кто над кем будет, где географически расположить штаб управления и т. д. Есть и другие оргмоменты. Раньше Севморпуть сам владел всеми судами и ледоколами, а теперь они принадлежат разным компаниям. К тому же надо смотреть и в завтрашний день.

Виктор Бондарев. Фото: пресс-служба Совфеда

«Мало выйти на советский уровень завоза грузов. Сегодня только ямальский проект через порт Сабетта требует отправления каждые сутки по три корабля из Обской губы. И ещё добавится грузовая база. Это значит, танкеры должны ходить как трамваи. Если хотите, Севморпуть — канал во льдах. Вот только тогда он превратится в настоящую международную магистраль», — такой взгляд у главы Совета по Арктике и Антарктике Вячеслава Штырова.

Он отметил, что сенаторы не раз приходили к выводу, что действующий закон о Северном морском пути требует переработки. Его надо расширить и подготовить новую редакцию. Совет Федерации готов помочь в этом Минтрансу. Чтобы обеспечить целостность управления всем этим хозяйством, от законодателей потребуется правильно выстроить систему управления с учётом сегодняшней специфики.

Если Минтранс полагает, что единым координатором и организатором российских побед на Севморпути должна стать его администрация, то есть и другие позиции. О назначении Росатома инфраструктурным оператором СМП губернатор Мурманской области Марина Ковтун говорила как о свершившемся факте, хотя упомянула, что самого решения не видела, а знает об этом только из СМИ.

Государству нужно уточнить соцпакет для северян
Её симпатии на стороне такой идеи. «Безусловно, он всем этим будет управлять из офиса Атомфлота, который находится в Мурманске, — эмоционально заявила она. — Давайте не забывать о роли межвидового объединения северного флота, который базируется в Североморске и Кольском заливе. Сегодня это по факту пятый военный округ в придачу к четырём сухопутным».

С таким видением принципиально не согласен Вячеслав Штыров и другие его коллеги. Их довод: Атомфлот — лишь одна из структур, которая участвует в логистике, и нецелесообразно нагружать его общими функциями управления. Он порекомендовал губернатору Мурманской области лоббировать другой вопрос — о размещении в облцентре администрации СМП. Впрочем, раздались голоса о том, что штаб управления лучше разместить «посерёдке», на Ямале.

Северяне устали ждать

Руководитель секции транспортного и инфраструктурного развития Совета по Арктике и Антарктике при Совфеде сенатор Игорь Чернышенко ещё раз подчеркнул, что сейчас направление «главного удара» для парламентариев — добиться рассмотрения в Правительстве законопроекта о развитии арктической зоны «даже в нынешней паллиативной концепции, когда речь больше идёт о правилах формирования опорных зон, но через статьи, которые можно потом дополнять и изменять». Документ согласован с большинством министерств и ведомств, и в настоящий момент с ним работает Правительство.

Социально-экономическая ситуация в стране не позволяет принять всеобъемлющий законопроект, охватывающий все стороны жизни Арктики, на что замахивался первоначальный вариант законопроекта. Упор на новые механизмы реализации арктической политики — это тот компромисс, с которым все согласны. Тем не менее тезис о необходимости комплексного подхода к проблемам северов проходил через многие выступления.

Заседание Совета. Фото: пресс-служба Совфеда

Губернатор Мурманской области посоветовала парламентариям ускоряться с принятием правовой базы. «Ожидания людей, что к Арктике вернулись по-настоящему, должны быть не только на бумаге и экспертных площадках, но и в жизни, — сказал она. — Я губернатором шестой год, и всё это время идёт обсуждение. Сколько за это время людей из Мурманской области уехали!».

В ответ на пожелание Вячеслав Штыров ответил: «Сегодня мы в основном ведём разговор о старом добром Севморпути. Этого было недостаточно вчера, а сегодня тем более. Сенатор убеждён, что одного Севморпути для освоения Арктики не хватит. Назревает вопрос об усилении его дублирующей системой. Речь о создании железнодорожной трансарктической магистрали от Мурманска до Анадыря».

Участники заседания пришли к выводу, что в условиях, когда многое делается, частные компании строят новые типы судов ледового класса, создаётся мощная материальная база, реализуются разные проекты, не сформировано общее представление о том, как должна развиваться в комплексе транспортная система в Арктике. Это нужно сделать в ближайшее время. Конкретные рекомендации по итогам рассмотрения будут направлены Правительству РФ.