Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Таксисты обещают ввести дешевые тарифы

Цена поездки не будет зависеть от погоды и времени суток, но водитель сможет выбирать, к какому пассажиру ехать

21.03.2024 19:48

Автор: Дмитрий Литвинов

Таксисты обещают ввести дешевые тарифы
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Средняя стоимость поездки в такси выросла за год на 20 процентов, но у агрегаторов есть решения, как сделать перевозки доступнее. Службы заказа готовы вводить новые тарифы, например, с длительным ожиданием или отдаленным местом подачи. Однако остановить рост цен вряд ли получится, если не снять некоторые нелогичные ограничения, которые ввел новый закон о такси. Например, получение разрешения на работу в регионе прописки. На ценообразование влияют также издержки водителей, в частности высокая стоимость полиса ОСАГО. Чтобы решить эту проблему, эксперты предложили привязать тариф к качеству вождения, которое фиксировать с помощью телеметрии. Эти и другие предложения обсуждали на круглом столе в Госдуме 21 марта.

Кто вышел из тени

Новый закон о такси действует с 1 сентября 2023 года, но проблем отрасли за полгода он не решил, а скорее добавил новых, высказал мнение первый зампред Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев: «Цены на поездки выросли и, по всей видимости, будут продолжать расти, а перевозчики, вместо того чтобы выйти из тени, наоборот, ушли в серую зону».

Нельзя сказать, что закон не работает вовсе: те, кто используют арендованные машины таксопарков, работают легально, подчеркнул депутат. В тени в основном отсиживаются самозанятые водители, на легализацию которых так рассчитывали законодатели. Для них требования закона зачастую трудно исполнимы, а значит, нужно подумать, как скорректировать документ, отметил Дмитрий Гусев. Но не в ущерб безопасности пассажиров, поскольку именно это было главным посылом нового регулирования отрасли.

В Минтрансе привели данные. Необходимые по закону реестры перевозчиков, агрегаторов и автомобилей такси запустили все 89 российских регионов, они подключены к ФГИС «Такси». В стране зарегистрированы около тысячи служб заказа — тех самых агрегаторов, почти 80 тысяч перевозчиков — индивидуальных предпринимателей и таксопарков и больше полумиллиона легковых такси. В сентябре 2023-го машин было около 360 тысяч, а значит, положительная динамика все же есть, отметил замдиректора ситуационного центра Минтранса Сергей Соловьев.

Средний возраст автомобиля такси в России — шесть лет, при этом самый молодой таксопарк — в Ленинградской области, в среднем — 2,7 года, а самые старые авто возят пассажиров в Республике Алтай, им в среднем больше 20 лет. Большая часть машин с шашечками — иностранного производства, доля «АВТОВАЗа» — лишь около 12 процентов.

Григорьев заявил о минимальном количестве нарушений на выборах президента

Подождать — и будет дешевле

Если пассажиры жалуются на слишком высокие тарифы, то сами таксисты — на маленькие заработки, которые едва покрывают амортизационные расходы. Об этом заявили в Общественном совете по развитию такси, наличие обращений и от пассажиров, и от водителей подтвердили в Федеральной антимонопольной службе.

В совете предложили агрегаторам и ФАС установить фиксированные тарифы на поездки, которые не будут зависеть от погоды, дня недели или времени суток. «Тариф будет фиксированный, но водитель сам будет решать, ехать или нет, — объяснила председатель Совета по такси Ирина Зарипова. — Пассажир сможет заплатить, что называется, по своему кошельку, но должен понимать, что ему придется подождать машину дольше обычного. Также и водитель: он сможет либо согласиться на более дешевый тариф, но сразу, либо будет ждать у моря погоды, то есть более обеспеченного пассажира».

Еще одно предложение общественников касается полисов ОСАГО, которые для таксистов стоят дороже, чем для обычных водителей. Считается, что авто с шашечками ездят больше, а значит, потенциально более аварийные. Но статистика напрямую не фиксирует большего количества ДТП с такси, которые целый день на дороге, отметила Ирина Зарипова. В некоторых таксопарках, по ее словам, уже тестируют контроль за поведением водителей на дороге с помощью телеметрии. «Наличие системы скоринга вождения снизило аварийность на 44 процента, — рассказала эксперт. — Есть пока негласные договоренности со страховыми компаниями, что при наличии системы скоринга вождения стоимость приобретения ОСАГО будет ниже. Впоследствии мы считаем возможным зафиксировать это в законе об ОСАГО».

Зачем таксисту прописка

Агрегаторы такси согласны вводить новые тарифы, но, как бы то ни было, главным фактором, влияющим на стоимость поездки, останется баланс спроса и предложения. Проще говоря: чем больше машин рядом с пассажиром, тем ниже цена. С этим пока есть проблемы: в городах, по данным Совета по такси, простаивают от 10 до 30 процентов авто таксопарков.

Одна из причин, почему люди не идут работать в такси, — требование нового закона о необходимости получения разрешения на перевозку пассажиров в регионе по месту регистрации, сообщил представитель компании «Яндекс» Антон Петраков. С тем, что это положение нужно отменить, согласны и другие перевозчики.

Поправки в закон о такси готовят в Минтрансе, представитель которого Владимир Луговенко откровенно признался, что в нынешнем виде документ мало кого устраивает. О сути предлагаемых изменений он не сообщил.

Ситуация в регионах существенно отличается от московской, где удалось легализовать всех таксистов, отметил директор службы заказа «Максим» Максим Шушарин. Средний чек за поездку в такси в столице в 2023 году составлял 588 рублей, а в большинстве регионов — в четыре-шесть раз меньше. «В Москве есть возможность обеспечить подачу машины, кратно повысив тариф, а в регионах это невозможно, — прокомментировал Шушарин. — Тариф не будет расти, если не будет дефицита водителей. Пока же самозанятые сдают лицензии из-за стоимости и проблем с получением полисов ОСАГО, других невыполнимых требований. Например, не создана инфраструктура для предрейсовых медицинских и технических осмотров».

Отменить все требования закона о такси не получится, сказал в заключение Дмитрий Гусев. Но в Госдуме учтут предложения участников круглого стола при подготовке поправок.

Читайте также:

• Минтранс назначил ответственных за ДТП с беспилотным авто

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.