Такси и налоги: найден способ увеличить выпуск легковых авто
Для поддержки отечественного автопрома нужно повысить утильсбор, а издержки производителей, напротив, снизить
Законопроект: № 481272-8
Новым компаниям, которые выпускают необходимые для российских автопредприятий высокотехнологичные компоненты, нужно снизить налог на прибыль. Это поможет ускорить импортозамещение и локализацию производства в России. Еще один способ выпускать больше отечественных машин — ввести требования к локализации производства автомобилей такси и каршеринга. Такие законопроекты Госдума в январе утвердила в первом чтении. Принятие закона даст дополнительную возможность формировать долгосрочный заказ на легковушки, станет стимулом для производителей инвестировать в локализацию, новые модели и развитие. Об этом говорили 31 мая в Тольятти, где прошли выездные парламентские слушания Комитета Совета Федерации по экономической политике.
Высокий уровень локализации
Автопром сегодня не только ключевой сектор экономики, но и фундамент будущей независимой санкционно-устойчивой промышленности, убежден глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов. По его словам, в отрасли сейчас идут серьезные структурные изменения. В фокусе внимания — сохранение и подготовка кадров, разработка автомобильных платформ и уход от зависимости от иностранных производителей автокомпонентов, а также наращивание объемов производства.
Сенатор напомнил о внесенных изменениях в постановления Правительства, касающихся сроков уплаты утилизационного сбора, а также предоставления поддержки при фактическом обеспечении уровня локализации. Он уточнил, что вопрос о поэтапном повышении утильсбора для иностранных машин, если они не производятся на территории России, с повестки не снят.
Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявил, что существующий утильсбор не стимулирует локализацию производства иностранных автомобилей в России. «Многие восточно-азиатские бренды сегодня предоставляют прямые скидки на автомобили в размере, который в два-три раза превышает утильсбор. «АвтоВАЗ» не боится и готов к конкуренции, но приветствовал бы создание в России новых локализованных производств, чтобы все игроки рынка играли по единым правилам. Локализация иностранных брендов создаст новые рабочие места и позитивно отразится на развитии отечественной компонентной отрасли», — полагает Соколов.
Еще одна инициатива — использование высоколокализованных в России автомобилей в сегменте такси. В 2023 году президент Владимир Путин поручал рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей такси и каршеринга. Андрей Кутепов и председатель думского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев разработали и внесли в Госдуму такой законопроект. Согласно инициативе, уровень локализации предлагается измерять в баллах, аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках. Правила напишут регионы, а минимальные требования к уровню локализации установит Правительство.
Сенатор считает важным повышать техническую оснащенность и конкурентоспособность российских автомобилей. По его мнению, в отдельных отраслях, таких как такси, каршеринг, должна сохраняться определенная пропорция отечественных машин.
Объемы могут вырасти
Чтобы увеличить производство отечественных авто, необходимо наладить производство всех комплектующих на территории нашей страны, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. Но есть и обратная зависимость: «Например, чтобы выпускать автоматическую коробку передач, рентабельность наступает от 700 тысяч коробок. Тогда ты можешь ставить свою линию по производству таких коробок, и тогда она будет рентабельной. Но для этого необходимо обеспечить соответствующие объемы выпуска легковых автомобилей», — пояснил сенатор.
По словам Абрамова, у российских автопредприятий есть потенциал нарастить выпуск высоко локализованных легковых машин до двух миллионов в год, «а то и больше». Но тут не обойтись без механизма господдержки, который требует донастройки. «Нужно таким образом выстраивать механизмы государственной поддержки, чтобы ее получали предприятия, выпускающие высоко локализованный товар. А если у тебя просто сборочное производство, то субсидию не получаешь. А сейчас завозят машинокомплекты, то есть разобранные на 3—4 части машины, и потом компания получает определенные преференции по пошлинам. То есть просто прикручивают несколько узлов, а выдают это за производство целого автомобиля».
На слушаниях также обсуждали предложение увеличить долю средств, поступающих в казну от утилизационного сбора, на развитие отечественного автопрома. Из 500 миллиардов рублей сегодня направляют на эти цели пятую часть, и сенаторы полагают, что этого мало.
Бывший сенатор, а ныне губернатор Ульяновской области Алексей Русских предложил предусмотреть льготы по налогу на прибыль для производителей автокомпонентов. «Именно для новых производителей, когда речь идет об импортозамещении. Например, мы не делали автоматическую коробку передач, но станем делать. Так давайте на первоначальном этапе дадим льготу по налогу на прибыль. Мне кажется это логичным. Это тоже может привести к ускорению процесса импортозамещения и локализации производства на территории России», — пояснил Иван Абрамов. По его словам, порой именно этих небольших процентов и не хватает, чтобы этот проект стал рентабельным.
Читайте также:
• Сенатор Тимченко: Из-за нехватки рабочей силы в транспорте работают не всегда профессионалы
Ещё материалы: Андрей Кутепов , Иван Абрамов