Свидетельство о рождении может стать электронным
Минздрав предлагает оформлять медицинские справки и документы о рождении и смерти в цифровом формате
Медицинские справки, свидетельства о рождении и смерти предложено выдавать в электронном виде — по аналогии с электронными трудовыми книжками, переход на которые начался в этом году. Парламентарии поддерживают инициативу Минздрава при условии, что у граждан будет право на получение бумажной копии документов.
Данные о рождении и смерти передадут напрямую в загсы
Минздрав 30 июля опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа, по которому медицинские организации смогут выдавать людям электронные справки. Другим проектом, который размещён для общественного обсуждения, предлагается разрешить роддомам по желанию матери оформлять электронное свидетельство о рождении ребёнка.
Документ, как и его бумажный аналог, полагается детям, которые появились на свет не ранее 22 недель и с массой тела от 500 граммов. Свидетельству присвоят 12-значный цифровой номер и серию с зашифрованным в ней кодовым обозначением региона, где родился ребёнок. Этот документ автоматически поступит в личные кабинеты родителей на портале госуслуг и в органы записи актов гражданского состояния.
Также планируют перевести в электронный формат получение свидетельств о смерти — с согласия родственников. В Минздраве объясняют, что переход на цифру упростит для граждан процесс оформления документов, так как сведения автоматически будут передавать в загсы.
По словам главы Комитета Совета Федерации по социальной политике Инны Святенко, эти предложения соответствуют процессу цифровизации. «У нас появляется всё больше документов в электронном виде, например, свидетельства на недвижимое имущество, электронные визы, — сказала сенатор «Парламентской газете». — Сейчас идёт перевод на электронные трудовые книжки. В России эти процессы идут гибко и деликатно, и те граждане, которые хотят пользоваться бумажными носителями, могут это делать в переходный период».
Почему люди боятся электронных трудовых книжек
Закон об электронных трудовых книжках вступил в силу в 2020 году. Сейчас граждане могут выбрать, какой книжкой они хотят пользоваться. Чтобы сохранить бумажный вариант, нужно написать заявление работодателю. А для тех, кто впервые будет принят на работу в 2021 году, бумажные книжки заводить не будут.
По данным ВЦИОМ, 56% работающих россиян не хотят оформлять электронную трудовую. Люди боятся утечки информации и потери данных из-за технических сбоев. Глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов, первый замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что опасения россиян связаны со стереотипами.
«Действительно, у людей есть определённый страх и недоверие, потому что цифра — это всегда что-то абстрактное, а не то, что в руках. Конечно, есть определённые стереотипы, привычки, опасения», — сказал он ранее «Парламентской газете». При этом депутат уверен, что со временем все документы будут в цифровом виде.
Когда в России введут цифровые паспорта?
О переходе на электронные удостоверения личности говорят с 2012 года. Прошлым летом на совещании в правительстве тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что к 2024 году россияне должны в полной мере использовать электронные паспорта. Оформление бумажных удостоверений планировалось прекратить с 2022 года, а вместо них начать выдавать цифровые идентификаторы личности. На такой пластиковой карте хотят поместить фото владельца, его личные данные, электронную подпись, к ней прикрепят ИНН, СНИЛС, водительское и пенсионное удостоверения.
Пилотный проект по выдаче цифровых паспортов планировалось начать этим летом в Москве. Но в мае на брифинге в правительстве глава Минкомсвязи Максут Шадаев сообщил, что кабмин рассматривает различные сценарии перехода от бумажного носителя к смарт-карте. Для эксперимента будет использоваться технология, отработанная в рамках цифровых пропусков. Она «позволит запустить мобильное приложение, которое станет дополнением к существующему бумажному паспорту».
Введение цифровых паспортов — это правильно и экономично, но сейчас говорить об этом рано, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по соцполитике Валерий Рязанский. «Сначала нужно оцифровать все основные параметры, которые нужны человеку по жизни — трудовую книжку, пенсионное свидетельство, медицинские страховки, право на социальные пособия, — сказал сенатор. — До тех пор, пока не будет надёжно работающей системы, параллельно с электронными документами должны быть их бумажные аналоги».