Субсидии на коммунальные платежи необходимо сделать доступными даже для должников
Не все нуждающиеся могут получить помощь из-за запутанной процедуры оформления требований по отсутствию задолженностей, считает член Общественной палаты Светлана Разворотнева.
На фоне экономических проблем и пандемии COVID-19 расходы на оплату жилищных и коммунальных услуг составляют всё большую долю семейных бюджетов россиян, что грозит резким ростом неоплаченных счетов. О возможных способах решения проблемы, которые сейчас обсуждаются в Общественной палате, «Парламентской газете» рассказала председатель Комиссии Общественной палаты РФ по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам Светлана Разворотнева. Она убеждена, что стоит радикально пересмотреть порядок выплаты субсидий на оплату ЖКУ.
- Светлана Викторовна, в 2020 году из-за ситуации с коронавирусом граждане получили отсрочку платежей по ЖКХ, но эти меры были временными. Что, по-вашему, следует изменить на постоянной основе?
- Уже неоднократно ставилась задача, в том числе президентом, повысить адресность социальной помощи. У нас 12,6 процента людей находятся за чертой бедности, а субсидии получают только 5 процентов. Поэтому этот механизм придётся развивать в любом случае, безотносительно истории с пандемией. Какие-то меры, которые приняты, например беззаявительное продление выплаты субсидий, надо сохранять. А вот такие, как мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, стоит дополнительно обсудить. Сейчас Госжилинспекция фактически не работает, потому что управляющие компании тоже нельзя проверять, кроме обращений, связанных с угрозой жизни и здоровью. То же самое и с поверками счётчиков, что мешало их проводить?
- Какое из решений считаете первоочередным?
- Прежде всего нельзя лишать возможности оформить субсидии тем, кто накопил долги. Иначе мы порождаем замкнутый круг: у граждан есть задолженность, значит, они не могут получить субсидию, а без неё они не погашают предыдущую. Сейчас если ты получаешь субсидию два месяца, но не платишь за ЖКУ, то её снимают. Можно сократить даже до одного месяца, но в любом случае накопленный долг не должен служить препятствием.
В Жилищном кодексе зафиксирована норма, что гражданин имеет право на получение жилищной субсидии, если у него нет долгов или достигнута договорённость об их реструктуризации с поставщиком жилищных или коммунальных услуг. В Минстрое нам объясняют, что реструктуризацию они отменяют, но зато теперь человеку не надо будет доказывать, что у него нет долгов, а всё будет происходить в рамках межведомственного взаимодействия.
- То есть лучше возможность реструктуризации всё-таки оставить?
- На мой взгляд, обязательно, но регламентировать её со стороны государства, разработать модельный договор. Ведь сейчас такой способ мало используют из-за того, что не могут договориться с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией. Условия, на которых проходит реструктуризация, — это добрая воля любого поставщика услуг.
- А с требованиями к предоставляемым документам, что делать, например со справкой о доходах для тех, у кого ещё недавно они были неплохие, а теперь сидят без работы?
- Думаю, что на период пандемии стоит изменить порядок расчёта доходов семьи, сократить срок хотя бы до двух месяцев. Кроме того, желательно ввести механизмы, которые будут стимулировать граждан экономить. То есть чем более экономное поведение, тем больше размер субсидии.
В конечном счёте хочется, чтобы субсидия выплачивалась так же, как пособие на детей: не собирать самому бумаги, ничего не доказывать. Отправил заявление по электронной почте, а всё остальное за тебя собрали и автоматически начислили. Как показывает практика, это вполне возможно сделать. Мы обязательно будем обсуждать все возможные меры и с профильным Комитетом Госдумы по жилищной политике, и с Советом Федерации.