Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Студентов-айтишников хотят отправить в школы наставниками

А компаниям, которые помогают развивать инфраструктуру вузов, предложили дать налоговые льготы

17.04.2023 14:59

Автор: Дмитрий Литвинов

Студентов-айтишников хотят отправить в школы наставниками
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Минцифры планирует запустить всероссийский реестр IT-специалистов, в который будут записывать даже школьников. Старшеклассники, постигшие основы программирования, быстрее выйдут на рынок труда, а также будут узнавать о стажировках на портале «Работа в России». Студенты профильных вузов смогут стать наставниками для учеников школ и техникумов. А переучиться на айтишника получится даже у взрослых людей. Такие предложения обсудили участники парламентских слушаний в Госдуме о подготовке IT-специалистов 17 апреля.

Школьников занесут в реестр

Сейчас школьников учат информатике всего один час в неделю, зато пять лет — с 7-го по 11-й класс. Предложений увеличить количество уроков на парламентских слушаниях не было, но много говорили о дополнительной подготовке. Возможностей для тех, кто интересуется компьютерами, сегодня масса, напомнила глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова: в регионах открыты 135 детских технопарков, 97 школьных кванториумов, 197 центров «ИТ-куб», 13 тысяч «Точек роста». Вдвое увеличилось количество школьников, выбирающих ЕГЭ по информатике. Впрочем, не только потому, что этот предмет вдруг полюбили — просто теперь результаты этого экзамена можно заявлять при поступлении на технические специальности вместо физики. «Интерес к предмету высокий, но результаты пока недостаточны, — констатировала Казакова. — Только 20 процентов ребят получают на ЕГЭ пятерки, а средний балл по России составляет 60».

Большие надежды парламентарии возлагают на программу «Код будущего», благодаря которой ученики 8-10-х классов могут бесплатно изучать языки программирования. В программе уже участвуют 130 тысяч российских школьников, а к 2030 году предполагается, что курс пройдут 1,3 миллиона человек. В думском Комитете по просвещению предложили таким ребятам засчитывать полученные знания за обучение на первом курсе колледжа по профильной специальности. В Минцифры же сообщили, что планируют распространить программу на учреждения среднего профессионального образования, а успешным слушателям предлагают добавлять баллы к ЕГЭ при поступлении на IT-специальности в вузы. Цифровое ведомство, рассказал замминистра Максим Паршин, планирует запустить единую базу айтишников, в которую будут вносить даже школьников, чтобы потом отслеживать их профессиональный путь и предлагать поддержку.

© пресс-служба Госдумы

Спец с курсов

В школах уже сейчас не хватает около 3,6 тысячи учителей информатики. Очевидно, что при увеличении количества дополнительных программ потребуются новые специалисты, а в этом году из педвузов выйдут лишь 1,4 тысячи молодых педагогов, и не факт, что все пойдут работать по специальности. Поэтому глава Комитета Госдумы по информационным технологиям Александр Хинштейн предложил отправлять в школы студентов-айтишников, начиная с третьего курса — в качестве наставников. «Этот вопрос необходимо проработать законодательно, поскольку сейчас студенты могут работать в школах только в рамках практик», — отметил депутат.

Еще одно предложение Хинштейна касалось взаимодействия вузов и IT-компаний. Последним следует создавать в университетах базовые кафедры и всячески поддерживать высшую школу, в том числе материально. «Для IT-компаний, которые готовы вкладывать средства в подготовку специалистов, можно предложить правовые механизмы налоговых льгот, в том числе льготы на частные инвестиции в учебную базу вузов», — отметил глава комитета.

Получить квалификацию в сфере информационных технологий сегодня можно не только в колледже или вузе, но даже на курсах или пройдя специальное тестирование. Но работа IT-курсов слабо регламентирована и часто становится лишь способом зарабатывания денег для организаторов, считает глава Комитета Госдумы по науке Сергей Кабышев. По его мнению, необходимо создать национальную систему IT-сертификации, а все предложения стажировок для начинающих айтишников собирать на сайте «Работа в России», где завести соответствующий раздел.

Читайте также:

• Минцифры узаконило создателей виртуальных миров и систем управления роботами

Айти все возрасты покорны

Прийти в IT никогда не поздно, напомнили в Минцифры. Ведомство запустило программы не только для школьников и студентов, но и для людей всех возрастов. Проект «Цифровые профессии» предполагает переобучение специалистов, причем если человек попал в трудную жизненную ситуацию, пройти курс он сможет бесплатно. В прошлом году количество занятых в IT увеличилось на 12 процентов, сообщил Максим Паршин, а зарплаты в этом секторе выросли на 19 процентов и составляют в среднем по стране 135 тысяч рублей, что вдвое выше, чем в среднем по экономике.

Информационные технологии — одна из самых динамичных сфер, где знания быстро устаревают, актуальность теряют целые специальности. Так, по словам замдиректора департамента среднего профессионального образования Минпросвещения Марины Софроновой, в прошлом году ведомство исключило из госреестра три профессии и четыре специальности в сфере IT. Появилась одна новая специальность — «Интегрированные информационные интеллектуальные системы». Путь в айтишники через техникум или колледж — наиболее короткий, напомнила Софронова, а вскоре он может еще сократиться, поскольку ведомство выпустило постановление, позволяющее образовательным учреждениям готовить спецов еще быстрее по согласованию с работодателем.

На парламентских слушаниях звучали предложения еще больше увеличить количество бюджетных мест в вузах по IT-специальностям за счет образовательных программ, специалистов по которым в стране достаточно. На военных кафедрах университетов эксперты посчитали необходимым тоже открывать специальности в сфере IT, например, учить операторов беспилотников и специалистов в сфере инфобеза. А в основных программах вузов — уделять внимание базовым знаниям и навыкам, поскольку всему остальному молодой человек научится по месту работы.