Строительному мусору напишут правила
Вывозить строительный мусор можно будет только централизованно и упорядоченно
Вывозить отходы сноса, ремонта и благоустройства можно будет только централизованно и упорядоченно
В регионах появятся централизованные и упорядоченные системы обращения со строительным мусором. Отходы ремонта, сноса, «технического перевооружения» и благоустройства возьмут под контроль: их вывозом займутся специальные компании-операторы, а количество накопленного мусора обяжут прогнозировать в процессе проектирования зданий и сооружений. Соответствующие требования содержатся в законопроекте, вносящем поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который подготовила группа депутатов и сенаторов. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Правил не существует
Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке, в России сегодня полностью урегулированы на законодательном уровне вопросы обращения с бытовыми отходами, отходами животноводства, добычи полезных ископаемых и так далее. А вот нормативно-правовая база, которая регламентировала бы аналогичные аспекты обращения с отходами строительства, ремонта, сноса и благоустройства, нуждается в серьезных корректировках.
В соответствии с поручением президента предложено отнести к «собственным» полномочиям субъектов Российской Федерации регулирование и организацию обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения и благоустройство, — сказано в документе. — [в том числе] утверждение правил обращения с такими отходами, установление перечня таких отходов, в том числе относящихся к вторичным ресурсам, в целях запрета их захоронения, а также установление порядка ведения региональной информационной системы обращения с отходами производства и потребления.
Ключевой закон, в который предлагается внести изменения, — Федеральный закон от июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В частности, в нем может появиться базовое определение отходов строительства, которое будет звучать так:
«Отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам и образующиеся при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, включая сети и системы инженерно-технического обеспечения, при сборке, демонтаже некапитальных строений, сооружений, при проведении работ по благоустройству территорий, при техническом перевооружении производства, включая отходы грунтов».
Специально для них также предусматривается новая статья, которой в текущей редакции закона нет: статья 14.6 «Особенности обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства». В ней, в частности, прописывается право субъектов самостоятельно утверждать правила обращения с такими отходами, порядок их накопления и утилизации, требования к объектам обезвреживания и захоронения, транспортировке и так далее.
«От жесткой схемы решили отказаться»
Так, согласно законопроекту, если в регионе существует собственная информационная система в области обращения с отходами производства и потребления, к ней обязаны будут подключиться операторы по вывозу строительного мусора, в том числе чтобы местоположение их автомобилей можно было отслеживать при помощи системы ГЛОНАСС. Чтобы пыль, грязь, грунт, обломки металла и камней со строительных площадок не вываливались в окрестный лесок, а под неусыпным оком спутника ехали прямиком до полигона или перерабатывающего завода.
«…[также] лица, в процессе деятельности которых образуются отходы строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства, при накоплении и в процессе передачи таких отходов операторам обязаны передавать в региональную информационную систему информацию о таких отходах», — отмечается в законопроекте.
При этом перевозить отходы можно будет только получив на руки сопроводительные документы.
«В отличие от многих иных видов отходов строительный мусор у нас никак не урегулирован, — пояснила в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ и одна из соавторов законопроекта Светлана Разворотнева. — Нет самого понятия, нет четко прописанной процедуры контроля, нет возможности отслеживания — откуда строительный мусор идет и куда отправляется. В результате в тех городах, где сегодня ведется активное жилищное строительство, он является одним из основных источников загрязнения».
Как отметила Светлана Разворотнева, предложения принять соответствующий закон неоднократно поступали от самих регионов. Изначально депутаты и сенаторы рассматривали более жесткую схему — с едиными правилами для всех, но в итоге решили отказаться от этой концепции, передав право определения на местный уровень.
«Я думаю, регионы с удовольствием предложенную схему реализуют, — подчеркнула парламентарий. — И мы как минимум будем четко видеть путь строительного мусора от площади до полигона, что, безусловно, позволит существенно сократить его количество».
Материал дополняется
Читайте также:
Ещё материалы: Светлана Разворотнева