Страховщиков, не оформляющих короткие полисы ОСАГО, просят проверить
В Госдуме считают, что компании сговорились, чтобы не терять выручку
Владельцы автомобилей получили возможность оформлять полисы ОСАГО на срок от одного дня до трех месяцев. Соответствующий закон вступил в силу 2 марта. Прошла неделя, но страховщики не спешат заключать с автомобилистами краткосрочные договоры, отказывая им по причине неготовности системы. Депутат Госдумы Михаил Романов получил уже несколько десятков обращений от избирателей по этому поводу и направил запросы руководителям Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) для проверки страховых компаний. Как сообщил он «Парламентской газете», в числе тех, кто отказывает, крупнейшие страховщики и их действия очень похожи на сговор.
- Изменения в закон об ОСАГО приняли еще в августе прошлого года, они вступили в силу с отсрочкой в 210 дней. Неужели этого срока страховщикам не хватило, чтобы подготовиться к выдаче коротких полисов?
- За первую неделю марта я получил несколько десятков жалоб на страховые компании, которые, не запускали короткое ОСАГО в продажу, ссылаясь на неготовность электронных систем. Людям предлагали подождать неопределенное время или купить полис на три месяца. Об этом мне сообщали в соцсетях и на региональной неделе в Петербурге. Причем речь шла именно о крупнейших компаниях, работающих на этом рынке.
- То есть не очень верится, что у них там что-то не готово?
- Конечно. Участники рынка всегда внимательно отслеживают изменения законодательства. И когда коммерческим компаниям что-то выгодно, они быстро все решения принимают. Понятно, что в этом случае выгоды для них нет. Если полис оформляется на короткий срок, он и стоит дешевле, и удобнее для многих граждан, например, на период регистрации машины. Поэтому я и расценил эту ситуацию, как попытку страховщиков уклониться от обязанности продавать более дешевые полисы и исполнять закон.
- Тарифы на ОСАГО взлетели в прошлом году и многим автовладельцам стало проще и дешевле заплатить штраф за езду без страховки. Именно это и должен был исправить новый закон?
- Да. В последние годы доверие людей к системе ОСАГО упало в связи с ростом тарифов, снижением адекватности и оперативности выплат, а также качества восстановительного ремонта автомобилей после аварий. Закон принимали, чтобы сделать эту систему более гибкой, эффективной и отвечающей запросам граждан. Однако фактический саботаж нового закона со стороны страховщиков нивелирует эти усилия и формирует в обществе отношение к системе обязательного страхования, как к форме фискальной меры, а не как к действенному страховому инструменту.
- Вы направили депутатские запросы в Роспотребнадзор и ФАС. Почему именно в эти организации?
- В этом случае нарушаются права потребителей. Поэтому я попросил руководителя Роспотребнадзора Анну Попову провести проверку участников страхового рынка на предмет исполнения закона о продаже коротких полисов и при выявлении нарушений привлечь виновных к ответственности. Кроме того, я направил запрос руководителю ФАС Максиму Шаскольскому с просьбой рассмотреть данную ситуацию на предмет наличия сговора между страховыми компаниями о блокировании продаж коротких полисов. Планирую мониторить эту ситуацию.
Читайте также:
• Страховщики не смогут отказывать водителям в оформлении ОСАГО
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Михаил Романов