Страховщики не смогут отказывать водителям в оформлении ОСАГО
ЦБ написал правила для получения полиса «автогражданки» в электронном виде
Автовладельцы смогут оформлять полисы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в электронном виде через государственную информационную систему. Предусматривающий это проект положения Центробанк представил для общественного обсуждения на своем сайте. Автоматизированная информационная система (АИС) страхования упростит получение услуг страховщиков, сделает прозрачными выплаты в случае ДТП, но рассчитывать, что ОСАГО станет дешевле, не приходится, рассказали «Парламентской газете» эксперты.
Крепче за компьютер держись, шофер
С 1 октября 2024 года Центробанк станет оператором новой АИС страхования, в которой будут собирать сведения обо всех страховых актах в стране. Сейчас эту базу ведет Российский союз автостраховщиков (РСА), который в начале октября передал права на все собранные данные «дочке» ЦБ — акционерному обществу «Национальная страховая информационная система». В задачи общества входит обеспечение доступности страховых услуг для населения, борьба с мошенничеством и предоставление данных для проведения более обоснованных расчетов тарифов.
АИС будет взаимодействовать с порталом госуслуг, на котором через личный кабинет пользователь сможет посмотреть свою историю страхования, действующие договоры и статус по страховым событиям. Использовать систему можно будет и для оформления полиса в электронном виде. При этом автовладельцу не потребуется каждый раз предоставлять все данные — они уже будут храниться в системе, об этом идет речь в разработанном ЦБ проекте. А если в данных найдут ошибку, клиент сможет загрузить в систему копии документов, и все приведут в порядок опять же без личной явки в офис. Это, как считается, сделает жизнь автовладельца проще, а его расчеты со страховой — прозрачнее и понятнее.
Контроль не снизит цены
Участниками информационного обмена в новой системе станут 13 госорганов, в том числе Центробанк, Минцифры, МВД, Минобороны, МЧС, Минфин, ФТС, ФНС, Социальный фонд России, органы власти субъектов. В АИС будут собирать сведения и о других видах страхования, что позволит уйти от разрозненных баз и безопаснее хранить данные людей, рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
ЦБ получает множество жалоб на отказы страховых компаний в заключении договора ОСАГО, количество обращений за последние три года выросло в шесть раз. Люди жалуются на технические сбои, невозможность оформить полис из другого региона, трудности со страхованием мотоциклов и автомобилей такси. Таких проблем с началом работы АИС страхования должно стать меньше или они вовсе исчезнут, считает Аксаков: «Контроля станет больше, система будет работать прежде всего в интересах страхователей — наших граждан, которые смогут получать максимум информации».
Издержки страховых компаний в связи с передачей базы от РСА к ЦБ станут меньше, но ждать снижения тарифов «автогражданки» не стоит, считает зампред Комитета Госдумы по транспорту Юрий Григорьев. «Центробанк сделал первый шаг к полностью электронному документообороту в сфере страхования, — сказал «Парламентской газете» депутат. — То, что ЦБ замыкает обращение финансов, во всяком случае контроль за этой сферой, на себя, — правильно».
Таксистам — две страховки
В Национальном автомобильном союзе (НАС) считают правильным пойти еще дальше и создать полностью государственную систему автострахования. Проблем с ОСАГО так много, что отдельными преобразованиями их не решить, сказал «Парламентской газете» вице-президент НАС Антон Шапарин. «Хорошо, если удастся решить проблему как бы случайных зависаний системы при оформлении полиса, который не очень выгоден страховой, но я в этом не уверен, — отметил эксперт. — Но главная проблема остается, и она не связана с электронным полисом: заниженная стоимость запчастей в каталогах РСА. Люди по-прежнему не получают достаточные выплаты в случае ДТП».
Со следующего года таксисты должны будут, помимо ОСАГО, оформлять еще один полис — обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Этот факт ЦБ учел в разработанном проекте положения, разделив два вида страхования. Если по вине таксиста или водителя автобуса пострадают пассажиры и получит повреждение другое транспортное средство, то люди получат выплату по ОСГОП, а хозяин пострадавшего авто — по ОСАГО.
В целом изменения правил ОСАГО большинство автомобилистов даже не заметят, сошлись во мнении эксперты. Отметив при этом, что все больше наших сограждан предпочитают оформлять полисы в электронном виде, поэтому личный кабинет для них будет удобным. Страховщики будут обязаны передавать информацию в АИС страхования начиная с 1 апреля 2024 года.
Читайте также:
• Закон подскажет, когда автомобилисту менять летние шины на зимние
Ещё материалы: Анатолий Аксаков, Юрий Григорьев