Список креативных индустрий предлагают расширить

Законопроект о творческом бизнесе готовится ко второму чтению в Госдуме

29.05.2024 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Список креативных индустрий предлагают расширить
Станислав Наумов. © Юрий Инякин/ПГ

Более трети россиян хотели бы и готовы проявить себя в творческой профессии. Это следует из опроса ВЦИОМ, итоги которого опубликованы 27 мая. Для поддержки таких людей подготовлен законопроект о креативных индустриях, которые включают в себя самые разные виды экономической деятельности на основе творчества — от росписи подносов до создания компьютерных игр. Зачем потребовался такой документ и что он регулирует, «Парламентской газете» рассказал зампред Комитета Госдумы по экономической политике, соавтор законопроекта Станислав Наумов.

- Станислав Александрович, для начала — что такое креативные индустрии?

- Креативные индустрии — это такие виды предпринимательской деятельности, которые основаны на творчестве, на уникальных продуктах или услугах. И потребитель готов приобретать их за свой счет. Эта сфера представляет собой сплав малого и среднего бизнеса, творчества, авторского права, средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности. Причем надо отметить, что это явление сегодня — общемировая тенденция.

- Определение творческих или креативных индустрий впервые ввели в Великобритании в 1997 году. В России же оно впервые появилось только спустя 17 лет, в 2014 году. Почему так поздно?

- Толчком для развития креативных индустрий часто становятся крупные события — фестивали, выставки, спортивные или культурные состязания, в результате которых страна становится центром притяжения международного внимания.

Давайте вспомним, что в 2014 году в России прошла Олимпиада. А впереди был чемпионат мира по футболу 2018 года. Развитие креативных индустрий в период проведения таких масштабных мероприятий стало своего рода ресурсом добавленной стоимости, то есть плюсом к той выручке, которую Россия получила от этих и других событий по их основным статьям.

- Понятие креативных индустрий существует во многих странах, но их списки разнятся. Например, в Таиланде туда включают народную медицину и национальную кухню. А что войдет в российский список?

- Массажа тайского у нас точно не будет. Но будет три крупных блока.

Первый — с опорой на традиции с учетом развития внутреннего и въездного туризма. Это все, что позволяет бизнесу показать местность, обычаи и так далее с творческой стороны. Посмотрите на современные музеи, они уже давно перестали быть кладбищами забытых вещей, они превратились в машины времени, которые позволяют путешествовать из века в век.

Вторая группа — это все, что основано на культуре текста, на произведениях, на литературе. Эта цепочка, как правило, работает так: человек посмотрел фильм, а после захотел прочитать книгу, по которой он поставлен, купить компьютерную игру на основе уже известного сюжета, надеть футболку с соответствующим логотипом и принять участие в театрализованном представлении. Вот это и есть  творческая или креативная индустрия.

Третье — информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) как условие развития креативного пространства. Любое творчество переводимо на множество языков, и ИКТ — это то, что увеличивает размер аудитории от самой маленькой площадки до масштабов большого государства.

- Что кроме самого понятия креативных индустрий еще регулирует законопроект?

- Документ также вводит понятия единого реестра субъектов креативных индустрий, на основании которого занятые в этой сфере смогут рассчитывать на поддержку от государства.

Так, предполагается имущественная поддержка — передача во владение или пользование земельных участков, зданий и так далее, финансовая поддержка — в форме налоговых льгот. Также это может быть образовательная поддержка, например, создание условий для подготовки кадров для креативных индустрий и прочее.

Еще одна новелла законопроекта — создание креативных кластеров, специальных территорий с льготными условиями для ведения такой деятельности.

- Выгода творцов понятна, а в чем польза от этого государству?

- Россия — одна из самых творческих стран, и кто бы и как бы ни хотел отделить нас от мировой культуры — мы сильнее любых санкций, в том числе и в области культуры.

Развитие креативных индустрий будет способствовать международному сотрудничеству. Важно, чтобы Россию любили, уважали, ценили не только в связи с объективными экономическими и военно-политическими успехами, но и с творческими. Это создаст разносторонний образ страны, что позволит большему количеству людей захотеть приехать к нам, поучаствовать в происходящих событиях, кто-то, может быть, даже свяжет свою жизнь с Россией.

Не менее, а может быть даже более, важная задача — создавать такие условия, чтобы люди, которые рождаются в России и которые творчески одарены, хотели бы именно здесь себя и реализовать. Потому что это еще и вопрос демографии. Вот для чего это нужно государству.

- Какие поправки предложены в документ ко второму чтению?

- Я очень благодарен коллегам, что учтена поправка, в том числе подготовленная и мной, о включении в список креативных индустрий специалистов по связям с общественностью. Ко второму чтению этот пункт уже включен в документ.

Специалисты по связям с общественностью — это спецназ работы со смыслами. Потому что глобальная война, развернутая сегодня против России, особенно активно ведется именно на этом поле боя.

- Когда планируется принять закон в окончательной редакции?

- Я надеюсь, что это произойдет уже в эту весеннюю сессию. Но чрезмерная спешка здесь излишняя, потому что мы регулируем абсолютно новую сферу деятельности. Важно не ошибиться с терминами, понятиями, смыслами. Над этим мы сейчас и работаем.