Специалистов для села предлагают готовить со школьной скамьи
Поправки об организации агроклассов хотят внести в закон об образовании
В последние годы сельское хозяйство активно развивается, но кадров в отрасли не хватает, а аграрные вузы не обеспечены современной техникой для их подготовки. На модернизацию учебных заведений депутаты предложили выделить дополнительные бюджетные средства. Также при вузах хотят создать инновационные долины, а агрономов будут готовить уже со школьной скамьи в агроклассах. Такие предложения прозвучали на парламентских слушаниях о развитии сельскохозяйственной науки и подготовке кадров для российского АПК, которые прошли 19 января в Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
Сельской науке поможет спецпрограмма
Несмотря на достижения в птицеводстве, животноводстве, производстве молока и высоком урожае зернобобовых культур, проблем в сельском хозяйстве по-прежнему много, сказал глава Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, открывая слушания. По некоторым видам овощей и мяса Россия по-прежнему находится в зависимости от импорта, недостаточно развивается в нашей стране семеноводство и селекция.
В 2017 году принята научно-техническая программа развития сельского хозяйства, рассчитанная до 2025 года. В рамках программы вырастили 19 новых сортов картофеля, а в Воронежской и Орловской областях, Краснодарском крае и в Крыму создали шесть новых гибридов сахарной свёклы. Ещё один успешный проект — разведение бройлерных кур.
Программу предлагают расширить и продлить до 2030 года. А для её реализации нужны высококвалифицированные кадры, обладающие практическим опытом.
«Регионам начиная от района и области надо выстраивать эту политику, улучшать систему подготовки кадров с высшим образованием, а то приходят и не знают, как подойти к комбайну, как подойти к полю», — посетовал Владимир Кашин. Во всех вузах, по его мнению, обязательно должна быть производственная практика.
Замглавы Минсельхоза Максим Увайдов отметил, что пандемия сблизила вузы с реальным сектором, так как студентов собирали в студотряды и отправляли на поля и предприятия. «Невозможно вырастить агронома за партой. Нужны учхозы (учебно-опытное хозяйство при сельскохозяйственном институте. — Прим. ред.) и практика», — сказал он.
В целом следует увеличить финансирование научных исследований в сельском хозяйстве, считают участники слушаний. На фоне роста общих затрат на науку с 1994 года доля расходов на сельскохозяйственные исследования сократилась. Но в последнее время ситуация выправляется, сообщил директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки России Вугар Багиров. В России создано 35 селекционно-семеноводческих организаций, 115 новых лабораторий, в которых работают 9,8 тысячи человек, из них 10 процентов — молодые сотрудники. За последние восемь лет удалось увеличить финансирование научных исследований в сельском хозяйстве с 6 до 13,2 миллиарда рублей.
Как заманить молодёжь в деревню
В некоторых регионах в школах созданы агроклассы, в которых старшеклассников готовят к работе на селе. Будущие агрономы знакомятся с новыми технологиями в сельском хозяйстве, основами агробизнеса, углублённо изучают химию и биологию. Самые успешные ученики могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в аграрные вузы.
«Надо начинать заниматься профподготовкой ещё со школы, - сказала зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. — В ряде регионов активно развиваются агроклассы, работают такие программы. Но, на мой взгляд, нужно вносить поправки в федеральный закон об образовании, дополнив его нормами о деятельности агроклассов». Она уверена, что во всех аграрных регионах должна быть такая профподготовка.
А чтобы молодёжь хотела жить и работать на селе, участники слушаний предложили повысить зарплату сельским труженикам и принять программу, по которой молодым специалистам будут давать жильё в деревне, чтобы через десять лет работы оно перешло в их собственность.
10 миллиардов на модернизацию
В сельском хозяйстве активно используют инновации — например, за полями присматривают с помощью беспилотников. Но вузы пока не успевают за новыми технологиями — во многих из них устарело техническое оборудование, и это вызывает негодование студентов и работодателей, которые недовольны качеством подготовки молодых специалистов. На эту проблему обратила внимание зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина. Большая часть зданий аграрных вузов построена до 70-х годов прошлого века и нуждается в ремонте. Износ оборудования, используемого в научно-исследовательской деятельности, — более 76 процентов, транспортных средств — 71 процент.
Одним из источников дополнительного финансирования учебных заведений могут стать средства, полученные государством от экспортных пошлин на зерновые и масличные культуры и растительное масло, считает Школкина. Она также предложила обратиться к Правительству с просьбой выделить из Резервного фонда Правительства 10 миллиардов рублей на развитие и материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных вузов.
Кроме того, при таких учебных заведениях хотят создать инновационные долины, а научным сельскохозяйственным организациям предлагают предоставить налоговые льготы. Такие предложения есть в рекомендациях, принятых по итогам слушаний.
Ещё материалы: Владимир Кашин, Юлия Оглоблина , Надежда Школкина