Совет при Президенте предложил дополнительно обсудить поправки в закон о регистрации недвижимости
Совет при Президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на заседании 5 сентября не поддержал в текущем виде правительственные поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и ряд законодательных актов. Члены Совета предложили вынести документ на дополнительное обсуждение.
Законопроект предусматривает, в частности, сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве и изменения, регулирующие порядок предоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и размер платы за их предоставление.
Проект состоит из 11 статей — это 140 страниц, из которых 123 страницы посвящены изменению положений вступившего в силу с 1 января 2017 года закона о регистрации, который к настоящему моменту (то есть за два с половиной года его действия) подвергался разнообразным корректировкам уже не менее 34 раз. Проектом предусматривается внесение изменений в 53 из существующих 79 статей закона о регистрации, а также дополнение закона о регистрации одной новой статьей.
Предлагается расширить перечень оснований для государственной регистрации прав, включая решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы по вступившим в силу судебным актам судов общей юрисдикции или арбитражных судов, и такие исполнительные листы. Также предложено не распространять действие Закона «О государственной регистрации недвижимости» на объекты археологического наследия.
Также предлагается утвердить для отдельных льготных категорий граждан выездной приём заявления об осуществлении кадастрового учёта или госрегистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Как напомнил глава Совета, председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, почти идентичный законопроект рассматривался Советом на заседании 19 февраля 2018 года.
«Как показал проведённый сравнительный анализ текстов указанного законопроекта и проекта, рассматриваемого в настоящем Экспертном заключении, проект в абсолютном и подавляющем большинстве своих положений идентичен ранее рассмотренному. В некоторых случаях положения претерпели редакционные исправления по сравнению с текстом законопроекта в предыдущей редакции и лишь в незначительном числе случаев в актуальной редакции проекта сформулированы полностью или частично новые положения», — отметил Крашенинников.
Он уточнил, что при этом отличия актуальной редакции проекта от редакции, рассмотренной ранее, не обусловлены переосмыслением концептуальных подходов к столь масштабной реформе законодательства о регистрации недвижимости, о непроработанности которых Совет уже высказывался.
Члены Совета подчеркнули, что проект изобилует канцеляризмами, неоправданными повторами, которые делают восприятие смысла проектируемых положений, независимо от их содержания, чрезвычайно затруднительным, а сам текст — заведомо неудобочитаемым. Кроме того, проект содержит самые разноплановые новеллы.
«Более чем спорной представляется проектируемая часть 14 статьи 70 закона о регистрации, согласно которой в сведениях государственного реестра недвижимости относительно здания общежития должно указываться «нежилое» назначение здания», — сказано в официальном заключении Совета.
При этом как достоинство документа члены Совета отметили инкорпорацию в закон о регистрации положений законодательства о несостоятельности (банкротстве) о погашении записей об аресте имущества должника, признанного банкротом.
Ещё материалы: Павел Крашенинников