Снижать цены на бензин ограничительными мерами нельзя
Государство должно поставить в приоритет стимулирующие методы воздействия на топливные компании
Артём Плаксин. Фото: ac.gov.ru
С 1 июня могут быть снижены акцизы на топливо, сообщил представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус. Решение ввести скидку на месяц раньше Правительство приняло 30 мая по итогам совещания с участниками нефтяного рынка. Но эксперты говорят, что только этого будет мало, чтобы снизить расценки на заправках. Что же влияет на стоимость российского бензина и как государство может сдержать его подорожание, «Парламентской газете» рассказал руководитель Центра мониторинга и экспертиз Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Артём Плаксин.
- Артём Валерьевич, в последние недели цены на бензин стремительно росли. Чем вы можете это объяснить?
-Фундаментальная, главная и системная причина того, что происходит, состоит в налоговой политике государства, проводимой в отношении нефтепродуктов, и вообще в налоговых изъятиях из нефтяной отрасли. К этой причине присоединяется набор уже менее значимых, но тоже ощутимых факторов, среди которых — рост мировых цен на углеводороды и закрытие некоторых нефтеперерабатывающих заводов на ремонты, что тоже стало ограничителем для внутреннего рынка.
- Поможет ли снижение акцизов существенно повлиять на ситуацию?
- Показательный момент заключается в том, что порядка 60 процентов в цене топлива на АЗС составляют различные налоги, и акциз только один из них. Эти сборы взимаются в бюджетную систему и идут на разные государственные нужды. Если 60 процентов в цене определяется налогами — это очень чувствительно для конечной цены.
- Некоторые эксперты отмечают, что из-за подорожания нефти компании стали продавать за рубеж большую часть топлива, что и стало причиной роста цен на внутреннем рынке. В связи с этим возникает вопрос: а может, как раз и нужны экономические ограничения для экспорта? Как вы относитесь к такой идее?
- К этой идее я отношусь скорее отрицательно. В данном случае ограничительные меры, запрет экспорта или ещё какие-то вариации административного принуждения, не должны иметь приоритетное значение. На первом плане всё-таки должны быть продуманные экономические механизмы, стимулирующие методы.
Российские компании ТЭК сознают свою ответственность перед конечным потребителем. Ведь топливо — это тоже социальный товар, он определяет цены и на другие товары. Топливные компании подходят к ценообразованию достаточно ответственно.
Но такое социально ответственное поведение всё равно сопрягается с экономическими процессами. И если производить, продавать топливо становится не выгодно, нерентабельно — это тупиковая ситуация. Поэтому государство должно проводить продуманную фискальную политику в отношении этого товара.
Справка
В апреле стоимость бензина поднялась на 13 процентов по сравнению с мартовскими ценами, подсчитал Росстат. На этом расценки не остановились и прибавляли по одному-два процента едва ли не каждую неделю. Так, за неделю с 21 по 27 мая цены на бензин и дизель в среднем выросли на 1,9 процента. На 28 мая средняя цена бензина марки АИ-92 составляла 41,09 рубля за литр, АИ-95 — 44,06 рубля за литр, АИ-98 — 49,06 рубля за литр, дизельного топлива — 43,91 рубля за литр.
Изначально Правительство поручило Минфину подготовить законопроект о снижении акцизов на 1 июля. Но по итогам экстренного совещания в предпоследний день мая было решено ввести скидку на месяц раньше. В эту пятницу акцизы должны снизиться на три тысячи рублей за тонну — для бензина и на две тысячи рублей за тонну — для дизеля. Кроме того, кабмин готов отказаться от запланированного на 1 июля повышения топливных акцизов на 700 рублей, сообщают СМИ.
«На этой неделе из ФАС ушла стопка писем для нефтяников», — сообщили 30 мая в Федеральной антимонопольной службе, отчитываясь о принятых мерах по урегулированию топливного рынка. Предупреждения получили Роснефть, Газпром и подконтрольные компании, также уведомления получили ОАО «ТАИФ-НК», АО «ФортеИнвест», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть» и АО «Антипинский НПЗ».